Отсутствие законодательных актов не позволяет эффективно проводить работу по выявлению объектов прошлого экологического ущерба на всей территории РФ и однозначно определять их оценку, отмечают в СП. Действующим законодательством не определены понятия "ущерб от прошлой экономической деятельности" и "экологические обременения", не регламентированы вопросы ответственности за ущерб, нанесенный в результате прошлой хозяйственной деятельности.
По словам аудитора, сейчас в РФ практически отсутствует страхование риска загрязнения окружающей природной среды, получившее в мире название "экологическое страхование". "Таким образом, существуют риски постоянного пополнения перечня объектов прошлого экологического ущерба и увеличения финансового бремени государства, которое должно этот ущерб ликвидировать", — подчеркнул Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Проверка показала, что в 2011-2013 годах Минприроды России осуществляло за счет средств федерального бюджета финансирование 12 пилотных проектов по ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической деятельностью, в объеме 4,4 млрд рублей. При этом контроль за использованием бюджетных средств должным образом Министерством не осуществлялся.
"В результате проверки был выявлен ряд недостатков и нарушений, включая неэффективное использование средств, на общую сумму 727,7 млн рублей, или 16,4% от общего финансирования", — говорится в сообщении Счетной палаты.
Коллегия приняла решение направить представление в Минприроды России, информационное письмо — в правительство РФ. Отчет также будет отправлен в палаты Федерального собрания.