Опубликовано 08/12/2013, в 16 ч. 09 мин., 887 просмотров

Ученые обнаружили генетическое сходство человека и акулы

Акула. Фото: http://www.lookandtravel.ru/

Биологи впервые расшифровали геном старейшей океанской хищницы, белой акулы, и обнаружили, что во многом он схож с генетическим кодом человека, говорится в статье, опубликованной в журнале BMC Genomics.

Белая акула (Carcharodon carcharias) является одной из крупнейших и древнейших хищных рыб и представляет большой интерес для ученых — в частности, потому что сейчас этот вид находится на грани исчезновения. Белые акулы долго оставались "генетической загадкой". Майкл Стэнхоуп (Michael Stanhope) из Корнелльского университета (США) и его коллеги впервые решили расшифровать ее генетический код.

Они изучили сердце белой акулы — эта хищница была поймана браконьерами, а затем передана американскими правоохранителями ученым для их проекта. Стэнхоуп и его коллеги сравнили набор генов этого животного с набором генов рыбки данио (Danio rerio) и человека.

Выяснилось, что белые акулы мало похожи на данио — маленьких рыбок, которые являются модельным морским организмом, так как изучены лучше всего. Ученые отмечают, что этот вывод оказался для них достаточно неожиданным: с эволюционной точки зрения данио гораздо ближе к морским хищницам. Тем временем сравнение наборов генов акулы и человека дало другой результат: так, белки, отвечающие у акул за метаболизм, были похожими на белки у человека, выполняющие аналогичную функцию.

Авторы статьи предполагают, что такой результат можно объяснить тем, что белые акулы — частично теплокровные рыбы, следовательно, обмен веществ у них более интенсивный, чем у хладнокровных рыб. В будущем ученые планируют проверить свою гипотезу, сравнив набор генов белой акулы и других теплокровных хищниц.