Вся экология | Реклама | Что такое экология? | О нас | Подписка | RSS

Вся экология | Экологические новости



Опубликовано 07/12/2013, в 15 ч. 25 мин., 1308 просмотров

"Парниковую" проблему автотранспорта РФ надеются решить с помощью газа

Выхлопы автотранспорта. Фото: http://baikalpress.ru

Российская транспортная отрасль всерьез озабочена проблемой топливной экономичности и сокращения выбросов парниковых газов от автотранспорта, по которым сектор в последние годы неожиданно вырвался в "лидеры".

Однако как показал соответствующий круглый стол в рамках VII Международного форума "Транспорт России", ключевым инструментом решения проблемы и министерство, и участники рынка, и эксперты видят прежде всего в переходе на газ как моторное топливо — а не, например, "углеродные" налоги или другие инструменты экономической политики в области изменения климата.

В чем проблема

По данным аналитиков компании CCGS, автомобильный транспорт стал основным источником дополнительных выбросов CO2 в 2011 году, когда общий объем выбросов РФ вырос на 4,47% — до 2,32 миллиарда тонн CO2-эквивалента. Выбросы СО2 от автотранспорта выросли в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 48,8 миллиона тонн (36,8%) и достигли 181,4 миллиона тонн — по сравнению с 2008, последним докризисным годом, выбросы выросли на 64,7 миллиона тонн (55%).

Директор регионального бюро Программы развития ООН по странам Европы и СНГ Оливье Адам подчеркнул, что выбросы автотранспортного сектора росли и растут быстрее выбросов любого другого сектора, например, из-за роста частного автопарка. Он напомнил, что в сентябре президент РФ подписал указ об установлении национальной цели по сокращению выбросов к 2020 году на 25% по сравнению с базовым 1990 годом. Указ, в числе прочего, предполагает разработку плана мероприятий по его реализации и показатели сокращения выбросов по секторам экономики.

"Транспортный сектор должен сыграть в этом ключевую роль … Стратегия транспортного сектора должна стать ключевой частью плана (реализации национальной цели)", — подчеркнул Адам.

Подготовкой плана занимается Минэкономразвития, которое, кроме этого, в рамках совместной рабочей группы с "Деловой Россией" изучает возможности создания в РФ экономического механизма национального углеродного рынка.

На высшем уровне

Неожиданно для многих участников круглого стола в нем принял участие сам министр транспорта РФ Максим Соколов. Он, в частности, напомнил, что в транспортной стратегии, обсуждение которой отрасль начала в прошлом году, экологичность транспорта была заявлена как одна из шести приоритетов развития транспортной системы РФ.

"Повышение экологичности транспорта, энергоэффективности является для нас безусловным приоритетом", — сказал Соколов.

Он подчеркнул, что это комплексная задача, включающая в себя и ужесточение национальных экологических стандартов для транспорта, и развитие новых технологий, но особенно подробно остановился на развитии транспорта на газомоторном топливе. Соколов, в частности, подчеркнул, что пока уровень его проникновения за Уралом остается достаточно низким.

"Совершенно очевидно, если не быть пессимистом, а оптимистом, что у нас огромный рынок газомоторного топлива", — подчеркнул министр.

Соколов напомнил, что в мае правительство приняло постановление, которое, в частности, предполагает к 2020 году перевести на газ до 50% общественного и дорожно-коммунального транспорта в городах-миллионниках.

Представитель ПРООН, в свою очередь, отметил, что само присутствие министра на круглом столе говорит о том внимании, которое ведомство уделяет проблеме топливной эффективности и снижения выбросов парниковых газов автотранспорта.

Что делать

Эксперт управления технологий, промышленности и экономики Программы ООН по окружающей среде Элиза Думитреску в своей презентации рассказала о возможных мерах стимулирования "озеленения" транспортного сектора, от ужесточения топливных стандартов до экомаркировки и введения "углеродных" топливных налогов и других платежей.

"Мы считаем, что поставленная цель (по снижению выбросов CO2) более чем выполнима, технологии для этого есть", — сказала Думитреску.

Но, по-видимому, в России именно массовое внедрение транспорта на газомоторном топливе выбрано в качестве основного механизма достижения поставленной цели — другие меры применительно к России на круглом столе практически не обсуждались, в то время как для перехода на ГМТ предложено было разработать "дорожную карту".

При этом ранее координатор программы "Климат и энергетика" Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин, комментируя планы по переводу общественного транспорта на газ, отмечал, что, хотя газ "экологичнее с точки зрения чистоты воздуха в городах", и в целом меру можно назвать позитивной, с точки зрения климата она сама по себе не даст практически никакого результата.

Представители российских министерств соглашаются с важностью проблемы повышения топливной эффективности транспорта, причем каждый со своих позиций: Минприроды напоминает о "попутном" загрязнении воздуха автомобилями, особенно в крупных городах, а Минэнерго — о том, что цели в рамках государственной политики в области энергоэффективности, связанные со снижением потребления ресурсов, вообще-то касаются и моторного топлива.

При этом представитель министерства, руководитель департамента энергосбережения и повышения энергоэффективности Роман Неуступкин подчеркнул, что проблема топливной экономичности шире и включает в себя развитие транспортной инфраструктуры и прежде всего состояние дорожной сети — по его словам, иногда расход топлива увеличивается на 30-40% "просто из-за состояния дорог".

Не только про CO2

С этим согласны и эксперты углеродного рынка. Руководитель рабочей группы по вопросам изменения климата комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности Михаил Юлкин заявил РИА Новости, что взять выбросы CO2 от автотранспорта под контроль одними только мерами по повышению качества и снижению углеродоемкости топлива не удастся — необходимо решать более широкие проблемы транспортной инфраструктуры, прежде всего общественного транспорта, и городского планирования.

"Если верить данным об удельном расходе топлива на 100 километров пробега, приведенным на сайте (организаторов круглого стола), то выходит, что наши граждане вдруг стали в среднем в 1,5 раза больше ездить. С чего бы это? Тут действительно нужно разбираться по-серьезному", — отметил собеседник агентства.

"Готовых ответов, а значит, и предложений, как с выбросами (от автотранспорта) бороться, у меня пока нет, к сожалению. Но думаю, что одними только мерами углеродного регулирования здесь не обойтись …, много чего нужно менять, причем не только в транспортной отрасли, а вообще в экономике, прежде всего в ее географическом, пространственном измерении", — считает Юлкин.

Эксперт "Деловой России" Антон Галенович отметил, что в рамках разработки экономических механизмов регулирования выбросов парниковых газов, которой занимается совместная рабочая группа Минэкономразвития РФ и "Деловой России", есть предложение включить в число регулируемых источников выбросов "поставщиков ископаемого (углеводородного) топлива", то есть, например, тех же производителей бензина.

"Это предложение направлено в первую очередь как раз на это (регулирование выбросов от автотранспорта — ред.)", — сказал Галенович.

Директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Алексей Бакирей подтвердил РИА Новости, что министерство, как и другие отрасли, участвует в подготовке плана реализации сентябрьского "углеродного" указа президента. Очередное обсуждение проекта плана должно состояться на заседании совместной рабочей группы МЭР и "Деловой России" в середине декабря.







Источник РИА Новости




Комментарии

Популярные новости:

Архив новостей:

Экопортал не гарантирует достоверность материалов. Позиция Экопортала не всегда может совпадать с позицией, изложеной в материале. Экопортал не несет ответственности за какие-либо ошибки, также за какие-либо действия, предпринятые на основании этих материалов.

© ECOportal 2002-2019 гг.

Вся экология: Новости, Архив новостей, Пресс-релизы, Экспорт новостей, Каталог организациий, Экологические ссылки, Добавить ссылку, Календарь событий, Добавить событие в календарь, Статьи, Книги, Рефераты, Законы и документы, Составы отходов, Экологический словарь, Доска объявлений, Голосования, Реклама на сайте, Рассылка, RSS, Обучение

Авторские права на материалы принадлежат Всероссийскому Экологическому порталу, за исключением тех, где явно указан автор. При полном или частичном цитировании всех материалов ссылка на Всероссийский Экологический портал обязательна. Все предложения по работе сайта отправляйте на электронный ящик администратора.

RSS лента
Rambler's Top100
Rambler's Top100