Михаил Стишов, координатор проектов по сохранению биоразнообразия Арктики Всемирного фонда дикой природы (WWF) России.
Международный форум по сохранению белых медведей пройдет 4-6 декабря в Москве. На форуме соберутся представители стран ареала белого медведя (Норвегии, США, Канады, Дании и России) и секретариатов международных конвенций по сохранению биоразнообразия, а также ведущие эксперты по белому медведю из научных и общественных международных организаций. Основная цель форума — обсудить план первоочередных действий по спасению этого животного, чье существование сейчас находится под угрозой.
Белый медведь – особо уязвимый вид в условиях наблюдающихся и усиливающихся глобальных климатических изменений. Это единственный вид из всех медведей, приспособленный к обитанию среди морских льдов, основой питания которого являются ледовые формы тюленей – кольчатая нерпа и морской заяц (лахтак). Резкое сокращение ледяного покрова северных морей в летне-осенний период, наблюдающееся в последние годы, создает большие проблемы для популяции белого медведя, лишая его возможности добывать привычную пищу на огромных пространствах, где ранее этот вид чувствовал себя вполне благополучно.
В поисках льда и еды
В период минимального распространения льдов медведи оказываются либо в области их распространения далеко на севере, в менее продуктивных районах Северного Ледовитого океана, тоже не особо богатых пищей, либо же остаются на материковом побережье и островах, где вынуждены довольствоваться еще более скудной диетой из того, что им удастся добыть на берегу или в тундре – выброшенные морем трупы морских млекопитающих, птиц, птичьих яиц, грызунов и так далее.
В несколько более выгодном положении оказываются звери, концентрирующиеся в это время у лежбищ моржей и обитающие у крупных колоний морских птиц, где всегда можно найти какую-нибудь падаль, а иногда и добыть моржонка и добраться до кладок и птенцов.
Уже известны многочисленные случаи, когда белый медведи целенаправленно разбирают каменные россыпи, в пустотах которых гнездятся арктические морские птицы – чистики и люрики, чтобы добраться до их яиц, а также разрывают норы тундровых грызунов – леммингов, чего еще лет десять назад практически не случалось.
Особо привлекательными становятся для белых медведей и поселения человека: от одиночных охотничьих избушек и небольших полярных станций до крупных сел и прибрежных городов, в которых всегда возможно отыскать что-нибудь съедобное.
Стычки с людьми
Гораздо большее количество и более длительные сроки пребывания медведей на берегу и, в частности, у населенных пунктов создают, наверное, наиболее серьезную угрозу благополучию вида. Более или менее сильные потепления, сопровождавшиеся значительным сокращением ледяного покрова, происходили на протяжении истории существования вида неоднократно. И благодаря свойственной всем медведям достаточно высокой гибкости и приспособляемости, он, как вид, достаточно благополучно их пережил. Но в настоящее время появился новый фактор – человек, активно осваивающий Арктику.
Связанные с изменением ледовой обстановки изменения в распределении вида обуславливают повышение частоты его встреч с человеком. В результате повышается частота конфликтных ситуаций, в которых нередко гибнут как люди, так и медведи. Кроме того, все это делает белого медведя более частой и более легкой добычей для браконьеров.
Другими, также негативными для вида последствиями освоения Арктики являются нарушение ледовых местообитаний в результате учащающегося судоходства, загрязнение акватории северных морей, приводящее к сокращению популяций тюлений и других морских млекопитающих, беспокойство в районах концентрации родовых берлог, что нередко приводит к досрочному их покиданию самками с еще неокрепшими медвежатами и, соответственно, повышенной смертности последних.
Следует считаться и с тем фактом, что белый медведь является традиционным объектом промысла коренных народов Крайнего Севера, в первую очередь эскимосов Гренландии, Канады, Аляски и Чукотки, и нельзя отказать им в праве продолжать добывать этого зверя для обеспечения традиционными продуктами и сохранения традиционного образа жизни. Из пяти стран ареала белого медведя, в трёх, в Гренландии, Канаде и США, разрешена его добыча представителями коренного населения. Кроме того, подписано соглашение между Россией и США о введении квот на добычу коренными народами Аляски и Чукотки, подразумевающее ограничение добычи на Аляске (где сейчас отсутствуют какие-либо лимиты на количество добываемых зверей) и разрешение таковой для коренных народов Чукотки.
В настоящее время в России официально добыча белого медведя полностью запрещена, хотя очевиден достаточно высокий уровень браконьерства (несколько десятков зверей добывается нелегально ежегодно). Полный запрет на добычу вида (за исключением отстрела в целях самообороны) действует и в Норвегии, где в районах обитания вида (Шпицберген) коренное население отсутствует.
Защитить хищника
Поскольку достаточно очевидно, что предотвратить или существенным образом смягчить происходящие в Арктике климатические изменения мы не в силах, то усилия по сохранению вида следует сосредоточить на минимизации антропогенных воздействий, усугубляющих его положения в сложившейся для него сложнейшей исторической ситуации.
Основными мерами, которые следует предпринять в этом отношении, являются расширение площади охраняемых территорий в пределах ареала вида для защиты критических районов его обитания, в первую очередь районов концентраций родовых берлог; сокращение загрязнений арктической акватории, регулирование судоходства в Арктическом бассейне; снижение конфликтных ситуаций. Для России особо актуальна борьба с незаконной добычей вида и торговлей шкурами белого медведя.
Однако разработка и реализация каких-либо масштабных планов и стратегий по сохранению вида сильно затрудняется недостатком данных о его численности, распределении, критических районах и так далее. Обширность и труднодоступность арктических районов вместе со способностью медведей перемещаться на значительные расстояния в сотни и тысячи километров делают получение подобных сведений весьма непростой, а главное – очень дорогостоящей задачей. Поэтому, несмотря на все усилия и использование новейших технологий, таких как слежение за медведями со спутника, до сих пор отсутствуют надежные сведения о численности и тенденции ее изменения для половины из выделяемых учеными 19 субпопуляций белого медведя в Арктике. Неизвестны и все значимые районы концентраций родовых берлог и многие иные параметры и показатели, без знания которых невозможно эффективное применение каких-либо мер по сохранению вида.
Соответственно первостепенной задачей становиться получение современных сведений о численности различных субпопуляций белого медведя, их состоянии, изучение распределения и ежегодных миграций зверей, а также организация мониторинга, то есть регулярного слежения за изменениями всех этих параметров.
Стратегия северных стран
Осуществление всех названных задач возможно только путем совместных усилий всей стран ареала белого медведя – России, США, Канады, Дании (Гренландии) и Норвегии. Об этот говорит тот простой факт, что из 19 упоминавшихся субпопуляций вида, опять таки около половины являются трансграничными.
Из четырех российских субпопуляций таковыми являются Баренцевоморская, общая с Норвегией, и Чукотско-Аляскинская, общая с Соединенными Штатами. С обеими этими странами у нас давно развивается вполне плодотворное сотрудничество в области изучения и сохранения белого медведя. Аналогичным образом сотрудничают США и Канада, Канада и Гренландия, Гренландия и Норвегия. Однако всего этого пока ещё недостаточно, необходима единая для всех стран ареала стратегия, общее понимание задач и необходимых действий, координация и распределение усилий.
Собственно, эти вопросы и призван решить собирающийся в Москве форум, в котором будут участвовать представители ответственных за сохранение биоразнообразия правительственных структур, а также ведущие ученые и эксперты в области изучения и охраны белого медведя всех пяти стран ареала белого медведя.
Вклад России
В России немало сделано для сохранения вида. У нас существует развитая сеть арктических особо охраняемых территорий, включающих основные известные места размножения белого медведя, заповедник "Остров Врангеля", часто называемый "родильным домом белых медведей", заказник "Земля Франца-Иосифа", национальные парки "Русская Арктика" и "Берингия". Принята государственная стратегия сохранения белого медведя в Российской Федерации. Институтами министерства природных ресурсов и экологии и Российской академии наук осуществляется изучение современного состояния популяции виды в различных регионах Арктики. Действует основанная и поддерживая WWF России программа "Медвежий патруль", направленная на предотвращение конфликтов между медведями и человеком и снижение уровня браконьерства силами местных жителей Арктики. Этого, однако, опять же недостаточно.
Крайне необходимо проведение полноценных учетов вида в российском секторе Арктики, обследование обширных и плохо известных районов, где возможно расположены родовые берлоги, изучение миграций зверей в Арктическом бассейне, система которых может существенно изменяться в соответствии с изменением ледовой обстановки, необходимо серьезнейшее усиление мер по борьбе с нелегальной добычей. Все это, разумеется, требует существенных затрат и есть надежда, что результаты форума подвигнут как наше правительство, так иные структуры на дополнительное финансирование работ по сохранению вида.