Опубликовано 29/11/2013, в 13 ч. 35 мин., 856 просмотров

У малярийных паразитов нашли общее слабое место

Малярийные плазмодии, разрушившие эритроцит (фото Dennis Kunkel Microscopy, Inc.).

Малярия остаётся одной из самых опасных инфекционных болезней: по данным Всемирной организации здравоохранения, в 2010 году от неё умерло 660 тысяч человек. Про неё известно, кажется, всё: биология возбудителей малярии, плазмодиев Plasmodium vivax и Plasmodium falciparum, разобрана в самых мельчайших деталях — и однако, несмотря на все наши знания, удовлетворительной вакцины или лекарства против малярийных возбудителей до сих пор нет.

Поэтому, кстати, исследователи часто сосредотачиваются не на самом возбудителе, а на его переносчике — комаре, полагая, что болезнь легче предотвратить, чем потом от неё избавляться. Способы, которые предлагаются, чтобы не дать насекомым найти человека, порой весьма причудливы: комаров пытаются лишить обоняния, против них рекомендуют использовать накожные бактерии или даже специальные грибы-мутанты, что уже отдаёт какой-то голливудской фантастикой.

Время от времени, впрочем, появляются работы, в которых исследователи ищут слабое место у самогó малярийного возбудителя. Однако большинство лекарств и вакцин против плазмодиев оказывается бессильным перед одной его особенностью. Этот паразит проходит через множество стадий жизненного цикла, и на стадии гипнозоита он прячется в печени и может пребывать там в спящем состоянии довольно долго, оставаясь скрытым от большинства терапевтических средств. Эти препараты справляются с паразитами, плавающими в кровотоке, создавая иллюзию полного излечения. Но спустя годы плазмодий может выйти из печени, и малярия разгорается с новой силой.

Вообще говоря, средство, которое действует на скрывшихся гипнозоитов, существует. Это примахин, впервые протестированный ещё в 1940 году. Однако он даёт довольно неприятные побочные эффекты, которые могут вызвать даже анемию (в довольно тяжёлой форме). Кроме того, действие этого лекарства со временем слабеет, и приходится увеличивать дозу.

Словом, в идеале надо бы найти лекарство, которое действует на все жизненные стадии плазмодия и при этом не обладает побочным воздействием. И это, кажется, удалось Элизабет Винцелер (Elizabeth Winzeler) и её сотрудникам из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США).

В журнале Nature учёные описывают фермент фосфатидилинозитол-4-ОН киназу (PI(4)K), который абсолютно необходим всем видам плазмодиев и на всех стадиях их жизненного цикла.

Исследователи искали вещества, которые могли бы подавить развитие плазмодиев на любой стадии жизненного цикла, и ими оказались имидазопиразины, подавлявшие работу вышеупомянутого фермента. Эффект от этих соединений был продемонстрирован в опытах на грызунах, однако стоит сразу сказать, что учёные не проверяли, как имидазопиразины действуют на человеческие клетки, поэтому далеко не факт, что в будущих испытаниях блеснут своими лекарственными талантами.

Но это не отменяет главного: наконец-то учёным удалось найти у малярийных паразитов общее слабое место. То есть появилась молекулярная мишень, по которой нужно бить. Кто знает, может быть, создание соответствующего оружия — лишь дело времени?..