Опубликовано 26/11/2013, в 14 ч. 01 мин., 844 просмотров

Российские биологи исследовали у растений "человеческие" гены

Родиола розовая. Фото: http://portaltravi.ru/

Российские ученые исследовали группу транспозонов — "генетических паразитов" — распространенных в ДНК людей и других млекопитающих, в геномах растений, результаты их работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Транспозонами называют небольшие участки генома, которые способны копировать сами себя и встраивать новые копии в разные участки генома. При этом они не кодируют никаких полезных для организма белков и их иногда называют "генетическими паразитами". Однако это не значит, что для организма транспозоны совершенно бесполезны.

"Считается, что если у организма есть транспозоны, он может достаточно быстро, в эволюционных масштабах, изменить своё функционирование в ответ на изменения в окружающей среде. А если мобильных элементов нет, то все эти реаранжировки требуют гораздо большего времени", — пояснил РИА Новости один из авторов статьи Георгий Смышляев из Института цитологии и генетики СО РАН.

Платой за изменчивость генома являются различные болезни. Так, недавно была показана связь активности транспозонов LINE-1 с развитием раковых заболеваний у человека. LINE-1 распространены в геноме человека и других млекопитающих, где составляют около 17%. Напротив, в геномах растений транспозоны этой группы мало распространены и отличаются от человеческих вариантов LINE-1.

Смышляев и его коллеги проанализировали распространение и структурные характеристики LINE-1 у растений. Они обнаружили, что часть генов LINE-1, которые отвечают за кодирование рибонуклеазы H, фермента, необходимого для перемещения транспозона по цепи ДНК, встречается также у бактерий и архей.

Ученые считают, что эти гены транспозон "позаимствовал" в ДНК своих хозяев — растений, а затем принес их в геномы бактерий и археев. Они полагают, что тут был задействован механизм, называемый горизонтальным переносом генов, при котором фрагментами ДНК обмениваются клетки различных видов. В таком обмене транспозоны участвуют чаще каких-либо других генов, отмечают исследователи.