В свою очередь, российская сторона считает, что предложенные проекты заповедных акваторий не отвечают принципам, по которым должна функционировать система сохранения уникальных экосистем Южного океана.
Директор Антарктического Альянса Стивен Кэмпбелл специально для РИА Новости рассказал, почему морские заповедники очень нужны Антарктике уже в следующем году.
Более 1,3 миллиона человек по всему миру поддержали инициативу по защите антарктических вод, и тысячи подписали онлайн-петицию, а также участвовали в рассылке писем, требующих защиты этих нетронутых мест как наследия для будущих поколений. Несмотря на столь широкую поддержку, переговоры по созданию охранных зон в Антарктике на встрече Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ), которая прошла в городе Хобарт в Австралии, потерпели неудачу. Россия, которая является одним из 25 членов комиссии, где решения принимаются консенсусом, вместе с Украиной и Китаем блокировали решение по охране уникальных антарктических акваторий.
Южный океан является местом обитания почти 10 тысяч видов, многие из которых не встречаются больше нигде на планете. Организация, осуществляющая контроль за использованием морских живых ресурсов в этом регионе, АНТКОМ, была основана в 1982 году, в ее составе 25 членов – 24 страны и Евросоюз, ежегодные встречи членов АНТКОМ проходят в городе Хобарт в Австралии. Все решения в рамках этой организации принимаются единогласно.
Избыточный промысел и другие негативные экологические факторы серьезно угрожают многим морям и их обитателям. Более 80% коммерчески используемых популяций рыб балансируют на грани невосстановления. Изменения климата уже негативным образом сказываются на состоянии кормовой базы для пингвинов, китов, тюленей и птиц в Антарктике. Пока она остается практически нетронутой областью, поэтому ее еще называют «Последний Океан».
В отличие от региональных рыбохозяйственных организаций, мандат АНТКОМ базируется на идее сохранения, и ее задачей является регулирование эксплуатации живых водных ресурсов в Антарктике и внедрение комплексных мер по сохранению морской жизни и экосистем Антарктики.
Своим возникновением АНТКОМ обязана Договору об Антарктике, одним из инициаторов которого была Россия. В договоре говорится о том, что Антарктика должна быть использована в исключительно в мирных целях и с целью научных исследований, таким образом, континент выступает в качестве общего наследия всего человечества. Разработка всех полезных ископаемых в этом регионе была запрещена, по крайней мере, до середины этого века, и все мировое сообщество рассматривает этот регион в первую очередь как объект защиты, а не как источник полезных ресурсов.
С 2004 года АНТКОМ не раз настойчиво заявляла о своем стремлении защитить биоразнообразие Южного океана путем создания репрезентативной системы морских охраняемых районов (МОР) в Антарктике к концу 2012 года и сделала ряд важных шагов в этом направлении. Таким образом, речь всегда шла не о том, будет ли эта цель реализована, а лишь о том, когда это произойдет.
Членам АНТКОМ так и не хватило политической воли для того, чтобы предпринять финальные шаги и наконец осуществить создание системы крупных морских заповедников и МОР, которые бы позволили сохранить не отдельные виды животных, а уникальные приполярные морские экосистемы. О необходимости именно такого подхода говорил в сентябре Владимир Путин на Арктическом форуме. В этом свете действия российской делегации в ходе заседания АНТКОМ выглядят по крайней мере странно.
В октябре 2012 года на рассмотрение комиссии были внесены два проекта по созданию МОР с целью сохранить биоразнообразие Южного океана. Они касались моря Росса и Восточной Антарктики и явились результатом оценки экологической и научной значимости этих районов.
Проект охранной зоны, предложенный Новой Зеландией и США, предлагает создание МОР площадью 1,32 миллиона квадратных километров в районе моря Росса, включая участок в 1,25 миллиона квадратных километров, где был бы запрещен промышленный промысел биоресурсов.
Это уже вторая итерация предложения по МОР в море Росса, которая стала результатом более чем 40%-ого сокращения площади исходного проекта. Антарктический Альянс заявил об ошибочности такого решения и называет его серьезным проигрышем в деле защиты Южного океана. Нужно упомянуть о том, что научные данные полностью подкрепляют необходимость создания крупного охраняемого района, и странам АНТКОМ следовало бы действовать, исходя из этого.
Второй проект поступил от Австралии, Франции и Евросоюза. Он предполагает создание в южной части Антарктики системы МОР из семи блоков общей площадью 1,63 миллиона квадратных километров. Это предложение является результатом многолетней работы австралийского правительства и других стран.
Предложение по восточной Антарктике так же соответствует требованиям, которые АНТКОМ предъявляет такого рода проектам. Одна из отличительных черт этого предложения в том, что оно подразумевает промышленное использование ресурсов МОР, если оно не противоречит основным природоохранным целям данного блока.
На международной арене Россия позиционирует себя как лидера в деле защиты Арктики и полярных экосистем. Владимир Путин высказывался о необходимости защиты природы в полярных регионах. Встреча АНТКОМ была реальной возможностью для России продемонстрировать политическую волю в деле защиты полярных регионов, сыграв важную роль в обеспечении защиты экосистем как Северного, так и Южного полюса. Следующая встреча АНТКОМ, на которой продолжится обсуждение охраняемых морских территорий в Южном океане, состоится через год.