Экспертная комиссия по общественной экологической экспертизе признала проект ExxonMobil и "Роснефти" по доставке крупногабаритных грузов на морское месторождение Одопту на северо-востоке острова Сахалин не соответствующим требованиям природоохранного законодательства России, говорится в сообщении WWF России.
Организатором экспертизы проекта выступила общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" при поддержке WWF России, IFAW и Тихоокеанского центра охраны окружающей среды и природных ресурсов (США). Заключение экспертной комиссии было направлено в Росприроднадзор РФ, компанию "Эксон Нефтегаз Лтд" и заинтересованные государственные органы.
В операторе проекта «Эксон Нефтегаз Лтд» комментарий получить не удалось, в «Роснефти» от комментариев отказались.
По данным экологов, "Эксон Нефтегаз Лтд" планирует строительство причала длиной почти 900 метров в заливе Пильтун для доставки модулей массой до 3 тысяч тонн на буровую площадку "Одопту 2 (Северная)" в рамках шельфового проекта "Сахалин-1". Строительные работы будут вестись с июня 2014 по октябрь 2015 года, а транспортировка крупногабаритных модулей огромными баржами планируется в течение летне-осенней навигации в 2016-2017 годах. Согласно проекту, маршрут доставки грузов пройдет через центр основного кормового района исчезающей охотско-корейской популяции серых китов.
"Комиссия пришла к выводу, что проект строительства причала в заливе Пильтун не соответствует требованиям природоохранного законодательства России, имеет существенные недоработки по экологическим, техническим и социальным вопросам, не обеспечивает экологическую безопасность намечаемой деятельности, создает высокий риск чрезвычайных ситуаций", — говорится в сообщении природоохранной организации.
Эксперты сделали более 30 замечаний и рекомендаций по повышению экологической безопасности проекта. В целом комиссия считает нужным выбрать иной вариант доставки крупногабаритных грузов — например, через существующий порт Москальво.
"Оператор проекта "Сахалин-1" обосновывает решение строить временный причал для завоза негабаритных модулей чисто экономическими причинами, а именно "сжатыми сроками строительства", и не берет в расчет высочайшие социально-экологические риски от планируемой деятельности. В этой связи мы сделаем все возможное, чтобы на основании заключения ОЭЭ доказать российским государственным органам, менеджменту и акционерам компаний ExxonMobil и Роснефть необходимость использования альтернативных маршрутов для завоза оборудования", — сказал руководитель Программы WWF России по экологической политике ТЭК Алексей Книжников.
«Строительство пирса в заливе Пильтун окажет на китов как прямое, шумовое, так и опосредованное воздействие, приведя к разрушению единственного места кормления самок и их детенышей. В последние годы мы не наблюдаем у побережья Сахалина снижения численности серых китов, но есть очень тревожные факты: так, за осень 2013 года в районе Чукотки было обнаружено 16 погибших китов данного вида, причины гибели животных достоверно не известны. IFAW надеется, что "Эксон Нефтегаз Лимитед" сможет доработать свой проект по доставке оборудования без причинения вреда редким и исчезающим видам животных», — сказала директор Международного фонда защиты животных (IFAW) Мария Воронцова.