Проследить сроки исчезновения птиц в местах гнездования всегда гораздо труднее, чем выявить первых прилетевших птиц весной. Весной птицы ведут себя более заметно – поют, демонстрируют брачное поведение, занимают участки гнездования. Кроме того, осенний отлет птиц, как правило, более растянут, чем весенний прилет, птицы исчезают постепенно, и определить сроки отлета того или иного вида можно лишь в том случае, если проводить наблюдения и регистрировать все встреченные виды птиц ежедневно, что не всегда возможно.
Наиболее полные и достоверные сведения об изменении сроков осенних миграций можно получить в местах ежегодных массовых отловов птиц для кольцевания. В России одно из таких мест массового кольцевания птиц, которое проводится ежегодно с 1950 годов – Куршская коса в Калининградской области, где в поселке Рыбачий находится биостанция Зоологического института РАН. Здесь специальные работы по изучению изменения климата на миграции птиц проводит доктор биологических наук Леонид Соколов. На основании проведенных исследований ученый установил, что сроки осенней миграции связаны не столько с температурным режимом осени, сколько с температурным режимом весны. Оказалось, что у многих птиц, как ближних, так и дальних мигрантов, осенние миграции проходят раньше в годы с теплой весной, когда птицы начинают размножаться раньше, чем в годы с холодной весной.
В целом, по данным Соколова, сроки осеннего пролета у большинства видов птиц за прошедшие десятилетия заметно не изменились. Среди видов, зимующих в Европе (ближние мигранты), только у обыкновенной лазоревки и черного дрозда выявлена значимая тенденция к более поздней осенней миграции. Что же касается дальних мигрантов, зимующих в Африке, то у мухоловки-пеструшки и славки-завирушки, наоборот, появилась тенденция к более ранней осенней миграции.
Заметное потепление в 1990 – 2000 годах по-разному отразилось на сроках осенних миграций различных видов птиц в Московском регионе.
Так, теперь осенью в Москве наблюдается не отлет, а прилет грачей. Летом эти птицы в столице практически отсутствуют, так как исчезли их гнездовые колонии, а осенью здесь концентрируются пролетные птицы, часть из которых остается зимовать.
Увеличивается количество видов водоплавающих и околоводных птиц (поганок, уток, чаек), зимующих на незамерзающих участках московских и подмосковных водоемов. Единично отмечены на зимовке даже широконоска и чирок-трескунок, обычно улетающие на зиму в Африку. У гоголя, большого крохаля и лутка сформировались нормальные зимовочные группировки. В 1980 годах эти виды на Москве-реке не зимовали, в 1990 годах – встречались на зимовке единично, теперь же крохали и лутки зимуют в количестве десятков, а гоголи – более тысячи особей. Помимо них у незамерзающих водоемов столицы зимой иногда встречаются и белые трясогузки.
Прилет в Московский регион первых зимующих снегирей и свиристелей в 2000 годах происходил в целом в рамках сроков прилета в первой половине ХХ века (15 сентября – 24 октября и 3 октября – 18 ноября соответственно), однако в отдельные годы первые свиристели появлялись и ранее (так, в 2009 году первые стайки свиристелей были встречены уже 25 сентября).
По сравнению с 1970 – 1980 годами позже стали отлетать подмосковные журавли. Если 30-35 лет назад в большинстве сезонов журавли исчезали уже в 20 числах сентября, и встречи птиц в первых числах октября были редки, то в 2000 годах журавлиные скопления, кормящиеся на подмосковных полях в середине октября, были достаточно обычным явлением. Впрочем, современное начало массового пролета журавлей, как и отлет последних особей, укладываются в предельные сроки для ХХ века (19 сентября – 13 октября и 28 сентября – 20 октября соответственно).
Тенденция последнего десятилетия – задержка до зимы отдельных особей черных дроздов, дроздов-белобровиков, дроздов-деряб и певчих дроздов. Отдельные черные дрозды все чаще зимуют в московских парках и лесопарках, единично отмечаются зимой и другие перечисленные виды дроздов.
Эти данные об изменениях в сроках отлетов птиц в Московском регионе собраны участниками программы "Птицы Москвы и Подмосковья" и членами Союза охраны птиц России.
Чтобы узнать больше о зимующих у нас птицах, мы приглашаем всех любителей природы отметить на сайте Союза охраны птиц России каких и сколько птиц вы видели в течение дня.
В зарубежной Европе орнитологи выявили несколько иные, чем в России, тенденции в сроках осенней миграции. Так, по данным швейцарских ученых, за последние 40 лет осенний пролет дальних миграций проходит раньше, а пролет большинства ближних мигрантов проходит в более поздние сроки. Сходную тенденцию более позднего осеннего пролета для ближних мигрантов отметили и орнитологи Германии. Все это говорит о том, что климатические изменения могут оказывать различное воздействие не только на разные виды птиц, но и по-разному действовать на одни и те же виды птиц в разных регионах.