Опубликовано 28/10/2013, в 16 ч. 54 мин., 730 просмотров

Ученые обнаружили в Австралии древнейшие следы птиц мелового периода

Раскопки. Архив. Фото: http://www.membrana.ru/

Палеонтологи обнаружили на побережье Австралии следы древних птиц, живших в начале мелового периода, что делает эти отпечатки ног пернатых самыми древними свидетельствами их присутствия на территории Австралии, находившейся неподалеку от южного полюса Земли, говорится в статье, опубликованной в журнале Palaeontology.

"Мы знаем многое о птицах, обитавших в северном полушарии Земли, но у нас почти нет данных об их эволюции в южной части планеты. Эти следы являются свидетельством того, что крупные птицы, умевшие летать, обитали бок о бок с другими видами динозавров в долинах полярных рек у южного полюса Земли примерно 105 миллионов лет назад. Теперь, меня мучает новая загадка — прилетели ли эти птицы в Австралию во время полярной зимы или же осенью или весной", — заявил руководитель группы ученых Энтони Мартин из университета Эмори в Атланте (США).

Мартин и его коллеги нашли первые следы птиц, изучая отложения мелового периода на востоке Австралии, в так называемой "Бухте Динозавров" на берегу океана неподалеку от Мельбурна. В породах этой "бухты" довольно часто находят останки динозавров, живших в приполярных регионах Земли во время мелового периода.

Тем не менее, окаменелые кости пернатых здесь встречаются крайне редко — ученым удалось обнаружить лишь одну грудную кость древней птицы, видовую принадлежность которой не удалось установить. Еще в 2010 году Мартину удалось найти здесь отпечаток ноги динозавра, что побудило его приступить к более основательным раскопкам.

Добровольцам, помогавшим ученым, улыбнулась удача — им удалось найти сразу несколько фрагментов породы со следами, напоминающими отпечатки ног птиц, похожих по своим размерам и образу жизни на цапель. Проанализировав их очертания, Мартин и его коллеги подтвердили это. Кроме того, им удалось доказать, что оставившие их птицы умели летать — "смазанные" очертания следов говорят о том, что птица пыталась взлететь в момент их "отпечатывания" на дне реки.