Опубликовано 04/10/2013, в 12 ч. 40 мин., 982 просмотров

Серая гниль использует РНК-микровирусы для заражения растений

Серая гниль. Фото: ВикипедиЯ

Грибки серой гнили научились использовать короткие фрагменты РНК, своеобразные "микровирусы", для подавления работы и отключения генов, которые управляют работой врожденной иммунной системы в клетках растений, что открывает новую страницу в биологической "гонке вооружений" между паразитами и хозяевами, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Science.

В последние годы многие биологи и эволюционисты все чаще приходят к выводу, что "гонка вооружений" между паразитами и их жертвами является одним из главных двигателей эволюции. Посягательства нахлебников вынуждают их "хозяев" находить новые методы защиты, что заставляет паразитов искать новые пути их обхода. Характерным примером этого являются отношения между кукушками и "родителями" их птенцов.

Хайлинь Цзинь (Hailing Jin) из университета Калифорнии в Риверсайде (США) и ее коллеги стали свидетелем крайне необычного витка в этой "гонке вооружений", проследив за тем, как серая гниль заражает плоды и листья растений. Это одна из самых распространенных болезней культурных и диких растений, которая вызывается грибком Botrytis cinerea. Недавно ученые обнаружили, что часть растений пытается защититься от серой гнили при помощи "наемников" — грибков Gliocladium roseum.

Ответным шагом со стороны серой гнили, как утверждают Цзинь и ее коллеги, стало использование своего собственного биологического оружия — коротких вирусоподобных частиц РНК. Так, в процессе заражения грибок выделяет свыше 800 различных типов молекул РНК, около семидесяти из которых подавляют работу генов врожденного иммунитета у растений.

По словам ученых, "инструкции" по синтезу этих микровирусов содержатся в особых мобильных частях генома грибка, так называемых транспозонах. Это самые изменчивые участки в ДНК всех живых существ, что позволяет серой гнили крайне быстро приспосабливаться к новым видам защиты в клетках растений. По всей видимости, нас ожидает новый виток "гонки биовооружений" между грибками и растениями.