Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Гринпис призвал ЕБРР отказаться от финансирования освоения арктического шельфа

Гринпис призвал ЕБРР отказаться от финансирования освоения арктического шельфа

08/09/2013 18:05 / 👁 1717 / Источник Greenpeace / Поделиться:
На общественных слушаниях по новой энергетической стратегии Европейского банка реконструкции и развития сегодня в Москве Гринпис предложил банку прописать в своей энергетической политике отказ от финансирования углеводородных проектов на арктическом шельфе. Фото: Greenpeace Фото: Greenpeace

Эксперт банка по вопросам охраны окружающей среды Дэвид Вильямсон, отвечая на вопрос Гринпис, выразил готовность детально обсуждать проблемы освоения Арктики. Но при этом не дал четкого ответа о том, планируется ли включить ограничение на финансирование нефтегазовых проектов на арктическом шельфе в  стратегию банка.

«ЕБРР заявляет, что его миссия – это развитие устойчивой модели экономики с учетом экологических и социальных требований. Между тем, действующая энергетическая стратегия позволяет банку участвовать в опасных для окружающей среды и населения проектах, таких как добыча нефти на арктическом шельфе, результатом которой станет закрепление за Россией статуса сырьевой колонии.

ЕБРР в ряде случаев финансирует продление сроков работы старых АЭС и промышленное освоение заповедных территорий. Мы хотим, чтобы стратегия ЕБРР четко соответствовала его миссии, не оставляя подобных лазеек», – поясняет руководитель Энергетического отдела Гринпис России Владимир Чупров.

«ЕБРР может и должен использовать все свои инструменты исключительно для стимулирования развития возобновляемой энергетики и повышения эффективности использования энергии».

Гринпис вместе с другими экологическими организациями представил ЕБРР всего шесть рекомендаций к энергетической стратегии, документу, который определяет направления работы банка в данной области.

1. Банк должен отказаться от финансирования проектов в области ископаемой энергетики, которые ведут к открытию новых месторождений.

Согласно проекту Стратегии, банк будет оказывать поддержку мероприятиям по разведке и добыче нефти и газа. Это противоречит провозглашаемым ЕБРР целям снижения парниковых выбросов.

2. Банк должен отказаться от финансирования проектов, связанных с добычей и транспортировкой ископаемого топлива на арктическом шельфе, и закрепить эту позицию в Стратегии деятельности в секторе энергетики по аналогии с отказом Банка финансировать строительство новых АЭС

Отказ от освоения Арктики озвучивали уже многие ведущие компании, например, Total  и «Лукойл», а также отдельные страны. Например, Гренландия приостановила выдачу лицензий на добычу нефти на шельфе, а Финляндия выступила за сохранение акватории вокруг Северного полюса в виде заповедника.

3. Банк должен исключить из своего портфеля проекты, наносящие ущерб существующим и планируемым особо охраняемым территориям (ООПТ).

На сегодня политика банка не исключает участия в проектах, наносящих ущерб заповедным территориям. Например, в 2011 году банк выдал кредит ОАО «Высочайший», которое пролоббировало получение лицензии своей дочерней компанией «Голд минералс» на разработку золота на территории всемирного природного наследия «Девственные леса Коми».

4. Банк должен прописать прямой запрет на финансирование строительства новых крупных равнинных плотинных гидроэлектростанций.

Как показывает пример Богучанской ГЭС, крупные ГЭС на равнинных реках Сибири и Дальнего Востока – это опасные для местного населения и природы и спорные с точки зрения экономики проекты. 

5. Банк должен отказаться от финансирования любых проектов  ядерной энергетики, за исключением вывода реакторов из эксплуатации. 

Банк уже отказался от финансирования строительства новых энергоблоков, но при этом продолжает поддерживать работу ряда старых АЭС.  Например, ЕБРР предоставил кредит правительству Украины на фактическое продление сроков эксплуатации старых реакторов.  

6. Банк должен включить в проект Стратегии направление по совершенствованию национальных нормативов для автомобильного транспорта.

Автомобили – главный потребитель нефти, и потребляют они ее в большинстве стран значительно больше, чем позволяют современные технологии. Для внедрения этих технологий необходимы законодательно закрепленные ограничения на максимальное потребление машинами топлива или на объемы выбросов.

Последние новости

Популярные новости