Авиалайнеры, летающие в Новую Зеландию и Австралию, порождают наибольшее количество токсичного и сильного парникового газа — тропосферного озона; самолет, летящий в этом регионе, "производит" в пять раз больше озона, чем в рейс через Европу, говорится в статье, опубликованной в журнале Environmental Research Letters.
Газ озон, чьи молекулы состоят из трех атомов кислорода, образует озоновый слой в стратосфере, который играет важную роль в защите планеты от ультрафиолетовой радиации. Однако из-за своих окислительных свойств он токсичен для человека и животных, поэтому озон в нижних слоях атмосферы — в тропосфере — рассматривается как опасное загрязняющее вещество.
Тропосферный озон возникает из-за выхлопов транспорта — оксиды азота, которые содержатся в них, вступают в реакцию с угарным газом и летучими органическими веществами при воздействии солнечного света. Эффективность этой реакции зависит от многих параметров — состава атмосферы, высоты, температуры.
Ученые из Массачусетского технологического института под руководством Кристофера Гилмора с помощью компьютерного моделирования попытались оценить, как меняется эффективность производства озона при выбросе оксидов азота авиалайнерами в зависимости от времени года и региона.
"Мы обнаружили, что авиационные выбросы оксидов азота в октябре порождают на 40% больше озона, чем в апреле, и что тихоокеанские авиарейсы могут производить в 4-5 раз больше озона на тоже количество оксида азота, чем рейсы в Европе и Северной Америке", — говорится в статье.
Исследователи обнаружили в Тихом океане, к востоку от Соломоновых островов, "пятно" размером в тысячу километров, где тропосферный озон генерируется эффективнее всего, а также выявили самые "производительные" в отношении озона авиарейсы — все они имеют местом назначения Австралию или Новую Зеландию. Так, один полет из Сиднея в Мумбаи генерирует 25,3 тонны озона, поскольку большая часть его проходит через наиболее "чувствительный" регион Тихого океана.