Опубликовано 03/09/2013, в 12 ч. 29 мин., 880 просмотров

Обоняние малярийных комаров обостряется ночью

A. gambiae на пальце (фото Centers for Disease Control).

Войну с малярией современные исследователи ведут сразу на двух фронтах: с одной стороны, они неустанно ищут средства против самих малярийных плазмодиев, с другой — пытаются найти управу на малярийных комаров, чтобы те оставили людей в покое.

У комаров учёные обращают внимание в первую очередь на обоняние: ведь эти кровососы находят жертв по запаху пота и следам выдыхаемого углекислого газа. Однако комариное обоняние всё ещё не раскрыло все свои секреты, коль скоро учёные продолжают делать на нём новые открытия. Так, исследовательская группа из Университета Нотр-Дам (США) обнаружила, что обоняние малярийных комаров Anopheles gambiae обостряется ночью, то есть подчинено суточному ритму.

Всё выглядит вполне логично: днём комары спят, а жертв вынюхивают по ночам. Хотя, с другой стороны, удивительно, что обонятельная система приняла к сведению такой образ жизни комаров. Ранее Сэмюэл Ранд и его коллеги сообщали, что некоторые гены малярийных комаров, возможно, имеющие отношение к обонянию, подвержены суточной регуляции. В новой статье в Scientific Reports авторы описывают, как они проследили за меняющимся в течение суток содержанием белков в обонятельных органах комара A. gambiae.

Важную роль в обонятельной системе комара играют белки семейства OBP (белки, связывающие пахучие вещества). Их задача — собрать, сконцентрировать запаховые молекулы и сопроводить их к обонятельным рецепторам. Вот именно уровень этих OBP, как оказалось, и меняется в течение суток, возрастая ночью и уменьшаясь днём.

Исследователям удалось не просто оценить содержание обонятельных белков, но и сопоставить их уровень с реакцией чувствительных нейронов и поведением насекомых: когда белков становилось больше, нейроны возбуждались на запах чаще и комары активнее демонстрировали готовность кого-нибудь укусить. Так было ночью, днём же комары спали спокойно. Даже если рядом витал заманчивый запах жертвы, насекомым просто нечем было его чуять: нужных белковых молекул для этого не было.

Опыты ставили, как уже сказано, на A. gambiae, который известен как один из основных переносчиков малярийной инфекции. Однако какие-либо практические и технологические рекомендации из проделанной работы извлечь пока сложно — разве что учёные найдут способ, как испортить у комара суточный генетический механизм, управляющий активностью обонятельных белков. С другой стороны, малярия до сих пор уносит около 1 млн жизней в год, так что тут пригодится всякая информация как о самой болезни, так и о её переносчиках.