Они поглощают УФ-лучи и не дают им проникать в более глубокие слои кожи. Меланинам же мы обязаны загаром: избыток пигмента придаёт коже тёмный оттенок.
Животным, чья кожа не защищена от солнца, тоже приходится как-то решать эту проблему. Несколько лет назад исследователи заметили на спинах мигрирующих китов волдыри, подобные тем, которые образуются у нас при солнечных ожогах. Это подтолкнуло зоологов к изучению средств анти-УФ-защиты, которыми пользуются разные виды китов. Оказалось, например, что синие киты борются с солнечными ожогами подобно нам — увеличивая содержание УФ-поглощающего пигмента в коже. Киты регулярно возвращаются в низкие широты, где солнце чувствуется намного сильнее, так что эволюция позаботилась о том, чтобы снабдить их противосолнечной защитой.
Иначе поступают кашалоты. Эти киты проводят у поверхности до шести часов, так что никакой загар не смог бы их защитить. Вместо этого у них в клетках включается стрессовый ответ — вроде того, что запускается в наших клетках при окислительном стрессе. Что, наверное, логично: ведь и ультрафиолет, и кислородные радикалы приводят к повреждению ДНК. Удивительно лишь то, что кашалоты приспособили этот молекулярно-генетический механизм для защиты от солнечных ожогов.
Наконец, финвалы пошли по третьему пути. Они оказались самыми защищёнными от солнца, на их коже ожоги-повреждения встречаются реже, чем у других китов. Финвалы, с одной стороны, умеют загорать, то есть у них вырабатывается защитный пигмент. А с другой — у них есть система сложной генетической защиты от ультрафиолета. И, как уверяет один из авторов работы профессор Марк Бёрч-Мэшин из Ньюкаслского университета (Великобритания), система генетической защиты финвалов может подсказать пару идей тем, кто занимается вопросами старения и противораковой защиты. Молекулярные механизмы, включающиеся у финвалов для защиты от солнца, явно имеют самое непосредственное отношение и к тому и к другому, и теперь исследователи хотят проверить, нельзя ли похожую систему активировать у человека.
Хотелось бы, конечно, чтобы киты дали нам и ключ к более или менее «вечной молодости», и ключ к защите от рака, однако не надо забывать, что китообразные — это даже не мартышки, и то, что работает у них, нас, возможно, не касается...
Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.