Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon в апреле 2010 года обернулся крупнейшей экологической катастрофой в истории США. Остановить утечку нефти удалось лишь к 4 августа 2010 года. В результате аварии погибли 11 человек, в воды Мексиканского залива вылились 4,9 миллиона баррелей нефти.
Группа Джоэла Костки из Технологического института штата Джорджия за два года после аварии собрала более 500 проб бактериального "населения" побережья Флориды, куда нефть попала уже в июне 2010 года. С помощью генетического анализа ученые выяснили, что наиболее эффективно с нефтью справлялись азотфиксирующие бактерии — как объясняет Костка, нефть бедна необходимым микроорганизмам азотом, но "некоторые бактерии могут справиться с этой проблемой сами, получая его из воздуха".
Ученые считают, что их исследование поможет лучше оценивать способность побережья к самоочищению от нефтяного загрязнения, концентрировать усилия на наиболее уязвимых участках, а также избегать ненужных и потенциально опасных мер. Так, по словам ученых, раньше для того, чтобы ускорить "переработку" нефти бактериями, на загрязненных берегах часто распыляли азотные удобрения, но теперь очевидно, что там, где есть азотфиксирующие бактерии, в этом нет необходимости.
Костка подчеркивает, что не все бактерии способны пережить нефтяное загрязнение — численность некоторых важных для прибрежных экосистем видов с июня 2010 года резко сократилась. Поэтому ученые призывают не "сосредотачиваться только на краткосрочных, видимых последствиях (нефтеразлива) и считать, что если берег выглядит чистым, все пришло в норму", а, напротив, оценивать самые разные долгосрочные последствия подобных катастроф.