Глобальное потепление ведет к таянию вечной мерзлоты и высвобождению содержащихся в ней запасов углерода, которые затем попадают в атмосферу в виде метана и усиливают дальнейший рост температур. Так, у ученых давно вызывает опасения метан, попадающий в атмосферу в результате оттаивания вечной мерзлоты в субарктических широтах Восточной Сибири.
В своей работе Тимоти Эглинтон (Timothy Eglinton) из Океанографического института в Вудсхоле (США) и его коллеги, в том числе Игорь Семилетов и Олег Дударев из Тихоокеанского океанологического института РАН, определили, как влияют на высвобождение углерода в Арктике реки и подземные потоки. "Главная задача при определении зависимости высвобождения углерода из вечной мерзлоты от климата — отличить древний углерод от различных его источников, которые приносят реки (от растительного мусора и планктона до кусков древних осадочных пород)", — пишут они в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Ученые провели радиоуглеродный анализ и определили возраст органических отложений в устьях рек Оби, Енисея, Лены, Индигирки и Колымы и Каликс-Эльв. Лена, Индигирка и Колыма расположены в основном в более холодном климате, где участки вечной мерзлоты монолитны, остальные реки питают болотистые почвы, под которыми находятся разрозненные участки мерзлоты.
Исследователи обнаружили, что количество углерода, высвобождающегося из вечной мерзлоты, с 1985 по 2004 год увеличилось на 3-6% и в чистом виде из вечной мерзлоты в отложения в речных устьях перешло 1,4 миллиона тонн углерода. В основном он поступает из областей, где участки вечной мерзлоты фрагментарны, отчего подземные потоки могут уходить глубже, и эрозия происходит чаще.