Учитывая реалии экономического кризиса и ограниченность бюджетных средств, Европейская комиссия решила повысить рациональность их использования. В результате, под давлением некоторых стран (в первую очередь Великобритании, Франции и Польши), комиссия склоняется к опасному решению направить деньги налогоплательщиков на поддержку атомной энергетики.
Гринпис считает, что предлагаемые изменения правил оказания государственной поддержки нарушают законодательство ЕС. Кроме того, они негативно скажутся на внедрении инноваций и конкурентоспособности в энергетическом секторе. Эксперты Гринпис предупреждают, что субсидирование атомной промышленности создает меньше рабочих мест, чем, к примеру, поддержка возобновляемых источников энергии. При этом усугубляются существующие экологические проблемы и создаются новые.
Согласно законодательству ЕС в области конкуренции, государственная помощь может быть оказана только в том случае, если она способствует достижению «общего интереса» стран союза. В данном же случае такие страны как Германия, Австрия, Италия, Дания, Ирландия и Люксембург не хотят видеть ядерную энергетику в своих энергосистемах. Так что новые субсидии для АЭС могут вызвать серьезные политические последствия. Как минимум потому, что входят в противоречие с принятыми в ЕС правилами принятия общественно значимых решений. Причем не только политических, но и экономических.
Господдержка ядерной энергетики будет препятствовать конкуренции на энергетическом рынке, создавая привилегии для нескольких компаний. Это никак не вписывается в принципы либерализации европейских рынков электроэнергии. В то же время, инвестиции в возобновляемые источники энергии, стимулируют конкуренцию, способствуют росту числа производителей энергии.
Принятая в атомной отрасли практика показывает, что она не может или не хочет брать на себя ответственность за ущерб, нанесенный здоровью населения. Она неспособна эффективно решать проблемы, связанные с радиоактивными отходами, закрытием старых реакторов и возникновением аварийных ситуаций. Такое самоограничение ответственности перекладывает неизбежные финансовые риски на плечи налогоплательщиков.
Поддержка «мирного атома» может сделать невыполнимыми обязательства Европы по сокращению выбросов углекислого газа к 2020 году. Вклад ядерной энергетики в этот процесс неэффективный и более чем умеренный в количественном выражении, если учитывать полную стоимость АЭС и время, необходимое для ее ввода в строй. Даже при самом невероятном сценарии, когда новый реактор будет запускаться каждые две недели (до 2050 г.), это приведет всего лишь к 6-процентному сокращению выбросов углерода в энергетическом секторе.
Очевидно, что это мизерное сокращение окажется чрезвычайно дорогим. Точную сумму расходов назвать невозможно, так как возведение новых АЭС характеризуется постоянным ростом их стоимости в ходе самого строительства. К примеру, сооружение АЭС в Flamanville (Франция) и Olkiluoto (Финляндия) серьезно отстает от графика и подорожало уже в два-три раза.
Комментируя новость из Европейской комиссии, координатор антиядерной программы Гринпис России Лилия Иванова заявила: «Такие новшества могут свести на нет усилия Германии, Австрии и других стран по приведению в порядок своих энергетических рынков, по развитию возобновляемой энергетики. Еврокомиссии следовало бы обратить внимание на опыт России, где подобные ошибки обходятся очень дорого.
Как известно, в нашей стране государственное субсидирование атомной энергетики идет по умолчанию. Это как незыблемая традиция. Только на национальные проекты Росатома ежегодно направляется порядка 100 миллиардов рублей, что сопоставимо с годовым бюджетом Министерства культуры. Показательна ситуация с налогами. По отчетам 2011 года госкорпорация Росатом заплатила налоги в размере 64, 4 млрд. рублей, а размер госсубсидий в том же году составил 90 млрд. рублей.
Отдельной строкой финансируется программа обеспечения радиационной безопасности. На период с 2008 до 2015 года из федерального бюджета на нее выделено 13,7 млрд. рублей. На развитие ядерных технологий нового поколения (главным образом для создания замкнутого ядерного цикла) с 2010 по 2020 год выделено 5,9 млрд. рублей.
И это еще не все! Помимо прямых субсидий Росатом пользуется многочисленными налоговыми льготами. К тому же госкорпорация существует в особом правовом поле с минимальным контролем со стороны общества. В результате, атомные технологии начинают использоваться в разного рода «геополитических целях». Появляются авантюрные и убыточные проекты, за которые расплачиваются и так весьма небогатые российские налогоплательщики.
Мы очень надеемся, что европейские политики не будут наступать на российские грабли».