Опубликовано 23/07/2013, в 14 ч. 02 мин., 905 просмотров

Шмели бросают привычные цветы при вымирании других опылителей

Шмель. Фото: http://mir-nasekomyh.ru

Шмели перестают опылять привычные им виды цветков и начинают посещать все соцветия в тех случаях, когда исчезает один из других опылителей, что говорит об особой опасности вымирания этих насекомых для экосистем мира, заявляют экологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Мы обнаружили, что исчезновение всего одного вида опылителей привело к тому, что некоторые цветки стали производить на треть меньше семян. Это крайне пугающий феномен, так как он указывает, что глобальное снижение видового разнообразия опылителей может гораздо больнее ударить по цветковым растениям, чем мы считали ранее", — заявил Берри Брози из университета Эмори в Атланте (США).

Брози и его коллеги наблюдали за флорой, растущей на альпийских лугах склонов Скалистых гор на территории штата Колорадо. В ходе этих наблюдений экологи следили за маршрутами опылителей и тем, какие цветки они посещали. Внимание ученых привлекли цветы-шпорники (Delphinium) и обычные шмели, их главные опылители.

Авторы статьи проверили, как изменится жизнь цветков, если шмели "вымрут". Для этого ученые отловили примерно половину из 11 видов шмелей, обитавших в этих горах, и построили вокруг цветов клетки из мелкой сетки, которая не пропускала шмелей и была проницаемой для менее крупных насекомых. После этого исследователи провели серию из нескольких экспериментов, в ходе которых они лишали экосистему от одного до половины видов шмелей.

Оказалось, что потеря даже одного вида опылителей приводила к появлению "эффекта домино" — повальной перестройке всей экосистемы. В частности, другие виды шмелей "теряли" свою специализацию и начинали опылять все цветы подряд, а не только привычные им виды. Это крайне негативно сказалось на некоторых шпорниках, количество семян которых резко снизилось. Данный факт, как полагают авторы статьи, говорит о необходимости пристального наблюдения за опылителями и их защиты от последствий изменения климата.