Эти щитки состоят из кератина, кроме того, нередко они укреплены костными пластинами (причём те из них, что находятся на голове, имеют одну особенность: они образуются из отвердевшей и растрескавшейся кожи, то есть их формирование не контролируется генами).
Рецепторы, которые находятся в челюстных щитках, долгое время считались просто осязательными, хотя и весьма чувствительными, подобно боковой линии у рыб. Полагали, что эти органы чувств помогают крокодилам воспринимать малейшие вибрации в воде, исходящие от других животных.
Но, как оказалось, эти рецепторы сильно недооценивали. Исследователи из Женевского университета (Швейцария) проследили за тем, как они развиваются у кайманов и нильских крокодилов, обращая особое внимание на те стадии, когда кожа на голове ещё не начала преобразовываться в щитки.
Выяснилось, что эти «органы осязания» не только чувствуют механическое давление, но и обладают и термо- и хемочувствительными рецепторными каналами. То есть крокодил с помощью одного и того же органа может узнать и направление волны, и её температуру, и её запах. Солёность воды, впрочем, эти рецепторы не отслеживали. (У нильского крокодила для этого есть специальные железы на языке, которые позволяют ему поддерживать водно-солевой баланс в слишком солёной воде.)
Авторы работы подчёркивают, что никакие другие позвоночные ничем подобным не обладают, но зато эти комплексные органы чувств есть у всех крокодилов, включая гавиалов, кайманов и аллигаторов.
Возможно, такое «сгущение» функций произошло из-за появления брони — превращения кожи в панцирь из ороговевших щитков. То есть крокодилам нужно было сохранить высокую чувствительность сформировавшегося панциря, и образование комплексных рецепторов могло быть одним из решений этой задачи.
Результаты исследования будут опубликованы в журнале EvoDevo.