В зале конференции во время выступления вице-премьера России Дмитрия Рогозина представитель Гринпис развернул плакат: «Атомная энергетика: Ваш бизнес за наш счет».
У входа в здание Владимир Зорин из города Балаково, расположенного в 8 километрах от АЭС, держал плакат: «Кириенко хватит врать! Нам некуда бежать». Жительница села Бродокалмак на берегу реки Теча Любовь Синицина держала плакат: «Росатом, эта конференция – профанация. На дне Течи твоя репутация».
Полиция отреагировала моментально и потребовала от протестующих удалиться. Через охрану они передали свои обращения на имя главы МАГАТЭ Ю.Амано.
Прибывшие в Санкт-Петербург представители Челябинской и Саратовской областей не понаслышке знают, чем оборачивается жизнь вблизи ядерных объектов. Это потерянное здоровье, контакт с радиоактивной землей и продуктами питания, проживание как «на пороховой бочке» без гарантий защиты в случае радиационной аварии.
Владимир Зорин приехал из города Балаково, чтобы передать от имени своих земляков результаты соцопроса, посвященного готовности жителей к радиационной аварии. Больше 50% жителей считают, что авария в ядерных регионах возможна, а 20 % из них считают эту вероятность очень высокой. На вопрос, знаете ли вы, как нужно действовать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на АЭС, 41 % ответил «нет, практически не знаю» и только 17 % уверенно ответили «да». Работники АЭС и члены их семей осведомлены лучше, но даже в этой группе каждый третий уверяет, что не знает, как действовать в случае аварии. Как оказалось, люди в подавляющем большинстве – 97% не знают, как принимать «йодную защиту», чтобы избежать в дальнейшем проблем с щитовидной железой. Адрес убежища, где можно укрыться до начала эвакуации, не знают 77 % опрошенных, а среди пенсионеров доля таких людей существенно составляет 86 %. В тренировках по гражданской обороне, которые должны проводиться для населения таких городов, никогда не участвовало 70 % опрошенных. О проведении таких тренировок никогда не слышало 33 % опрошенных.
Ситуация с японской АЭС в Фукусиме показал, что возможность аварии на таких объектах не исключается и при самом высоком технологическом развитии государства. Он также показал, что система защиты населения, равно как и система компенсаций пострадавшим, также оставляет желать лучшего даже в Японии. В России же эти механизмы работают совсем плохо.
Жительница с. Бродокалмак (Челябинская область) Любовь Синицина, представляющая более 2 000 своих земляков, говорит о том, что около 10 тысяч жителей Челябинской области до сих пор живут у радиоактивной реки Теча: сброс опасных радиоактивных отходов начался 60 лет назад и продолжается до сих пор. На зараженной территории в пределах только Челябинской области расположены четыре населенных пункта: Муслюмово, Бродокалмак, Русская Теча и Нижне-Петропавловское. Их жители вынуждены контактировать с радиоактивной поймой и водой реки, в том числе использовать загрязненную воду для хозяйственных нужд.
Сохранить здоровье жителей теченских сел могло бы переселение на безопасную территорию, однако в силу непонятных обстоятельств эти села не были переселены в отличие от многих других, переселенных в 1940-50-е годы. При всем при этом местные жители постоянно сталкиваются с проблемами медицинской и социальной помощи, что значительно ухудшает их и без того экстремальные условия проживания.
В 2013 году местные жители дважды проводили сходы, на которых большинство жителей высказались за переселение, но пока их требования игнорируются.
«Почему этого не происходит, нам непонятно, – говорит Любовь Синицына, – у государства есть средства на строительство новых АЭС, и не только в России. Строятся они, во многом за счет российского бюджета, налогоплательщиков. То есть средства у государства, да и у Росатома – есть».
«Росатом как катком проехал по судьбам людей, но ответственности за это не несёт, – говорит руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров. – Те крохи, которые государство выделяет как компенсацию за проживание на радиоактивной территории, не могут компенсировать потерянное здоровье. Не зря люди называют эти компенсации «гробовыми». А государство пошло ещё дальше – в рамках реформы здравоохранения сворачиваются специальные услуги для пострадавших от радиации».
В обращениях граждан к участникам конференции "Атомная энергетика в 21 веке" сделаны такие выводы:
Росатом не несет финансовой ответственности за риски и нанесенный ущерб,
Росатом не создает систему защиты для населения, проживающего рядом с АЭС, Росатом снимает с себя ответственность за негативные последствия своей деятельности.
Из этого логически вытекают требования:
– пересмотреть планы развития атомной энергетики, отказаться от строительства новых АЭС, начать вывод действующих атомных станций с замещением их на более безопасные источники энергии для сохранения рабочих мест и обеспечения энергетической безопасности,
– направить все силы МАГАТЭ на обеспечение защиты населения и социальных гарантий в случае радиационных аварий, будь это на реке Теча или у АЭС Фукусима-1.