НАСА обнародовало фотографию в не самый удачный момент: 17 июня в Анкоридже стояла страшная жара (36 °C); по крайней мере в трёх других городах Аляски была зарегистрирована рекордно высокая температура. Хотя всего за несколько недель до этого в штате приключился необычайно поздний снегопад с соответствующим похолоданием, которое дало повод экс-губернатору Аляски и известному климатическому скептику Саре Пейлин ехидно заметить: «Глобальное потепление моей большой ягодичной мышцы».
Метеорологи из Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) на прошлой неделе предупредили, что связывать капризы погоды на Аляске с изменением климата ещё слишком рано. «Присяжные совещаются по поводу отдельных происшествий и их отношения к определённым долгосрочным факторам, — пояснил Деке Арндт, глава отдела климатического мониторинга Национального центра климатических данных при NOAA, в ходе рутинной ежемесячной телеконференции, посвящённой климату. — На то, чтобы связать точки, нужно время».
А вчера Юджин Петреску из анкориджского представительства NOAA рассказал журналу New Scientist, что и за холода, и за потепление на Аляске, скорее всего, отвечают необычные блокировки и отклонения струйных течений в атмосфере — быстрых потоков воздуха с запада на восток в Северном полушарии.
Если такое течение резко поворачивает на юг, Аляска оказывается в ловушке холодного воздуха из Сибири и Арктики. А недавно оно внезапно вильнуло на север, и Аляску охватил пузырь тропического воздуха. «Сейчас немного распогодилось, но на следующей неделе всё вернётся», — обещает г-н Петреску.
Может быть, это глобальное потепление заставляет струйное течение сбиваться с курса? Г-н Петреску считает, что для ответа на этот вопрос ещё очень мало данных: «Пока нельзя сказать ни да, ни нет».
Тем не менее специалист подчёркивает, что глобальное потепление и быстрое таяние льда в Арктике определённо воздействуют на ледяной покров Аляски, особенно на севере, где с 2000 по 2010 год среднегодовая температура выросла на 1,7 °C.
«Каждое лето основная масса арктического льда отступает всё дальше, и теперь осенью остаётся меньше 50% того, что там было в прежние годы», — отмечает г-н Петреску.
Что это значит для Аляски? Лёд, который держится на северной границе штата бóльшую часть года, летом отсутствует на месяц дольше обычного, нарастая вновь только в ноябре, а не в октябре. В итоге температура поверхности моря увеличивается — с очевидными последствиями.
Подготовлено по материалам NewScientist.