Так считают члены школьного лесничества Криушинской школы. Уже не один год юннаты изучают воздействие выхлопных газов на развитие сосны обыкновенной. Об итогах исследовательской деятельности они докладывают на экологических научных конференциях и всегда занимают призовые места.
Так, на межвузовской конференции, проведенной в Рязанском государственном агротехнологическом университете им. Костычева в рамках программы Дней защиты от экологической опасности, 1-е место, по единодушному мнению жюри, было присуждено ученику 10-го класса Криушинской средней школы Павлу Мазанову за работу «Влияние автотранспорта на степень загрязнения атмосферного воздуха».
По мнению юнната, состояние кроны сосны – это своего рода индикатор состояния окружающей среды на отдельно взятой территории. Старшеклассник брал для анализа материал в трех разных точках Криуши (около школы, около дома и вдоль автотрассы Рязань – Касимов), рассматривал под лупой хвоинки деревьев, подсчитывал их количество и годовой прирост молодых побегов. Помимо этого, используя математические формулы и специальные таблицы, вычислил среднее число автомашин, проходящих по трассе за 10 минут, за час, за сутки. Проводил сравнение по имеющимся показателям, собранным в школе за 12 лет.
Павел Мазанов выяснил: число автотранспортных средств за этот период времени возросло в 3 раза. Соответственно, увеличились и объемы выхлопных газов.
Загрязнение воздуха в черте автодороги Рязань – Касимов более значительное по сравнению с состоянием атмосферы села Криуша. Загрязнение воздуха отразилось и на растительности. Годовой прирост побегов сосны ниже в черте автодороги в отличие от зоны села; в худшем состоянии находятся кроны (ажурность) у сосен, растущих вблизи трассы. При исследовании почек сосны выявлено, что их толщина и длина у деревьев, растущих за чертой автодороги больше, что также говорит о загрязненности атмосферы в данной местности.
По мнению юнната, для решения проблем необходимы перевод автомобилей на газовое топливо, улучшение качества дорожного покрытия, контроль и регулировка токсичности и задымленности отработавших газов при выезде автомобилей из автопредприятий, при техническом осмотре, а также на автодорогах; проведение разъяснительной, профилактической работы среди автолюбителей.
Школьный учитель биологии Л.Б. Егорова, которая руководит научной работой в школе, считает, что экологическое мировоззрение формируется благодаря личному опыту и практической деятельности. «Развитие исследовательских навыков, умений анализировать и принимать решения по улучшению окружающей среды является основным показателем воспитания экологической культуры личности», – заключила Любовь Борисовна.