«Это необычайно опасный вирус для людей», — заявил на пресс-конференции в Пекине Кейдзи Фукуда, заместитель начальника управления по мерам обеспечения безопасности здоровья Всемирной организации здравоохранения. Насколько можно судить, добавил он, H7N9 легче передаётся от домашней птицы человеку, чем H5N1 — другой вирус птичьего гриппа, который циркулирует по Азии уже более десяти лет и по-прежнему время от времени убивает людей, несмотря на все меры профилактики.
Самым вероятным источником заражения названы, как и ожидалось, птичьи рынки. Анализы птицы и других образцов с этих рынков дали положительные результаты. Нэнси Кокс из Центров по контролю и профилактике заболеваний США считает, что вирус действительно пришёл от домашней птицы. Впрочем, результаты предварительны и принимать их следует с осторожностью.
Шанхай закрыл все свои рынки живой домашней птицы ещё 6 апреля — вскоре после того, как на них пало подозрение. «Практически сразу количество случаев заражения упало», — отмечает Анна Келсо, директор сотрудничающего с ВОЗ Справочного и исследовательского центра гриппа в Мельбурне (Австралия), призывая остальные китайские города последовать этому примеру.
Но бдительности это не отменит. «Крайне важно продолжать наблюдения за тем, что произойдёт в ближайшие дни, недели и месяцы после закрытия рынков живой птицы, — предупреждает специалист. — Возможно, проявятся другие пути инфицирования, нам пока неизвестные».
Вирусолог Малик Пейрис из Гонконгского университета рассказал, что пока найдено очень мало свидетельств существования вируса на птицефермах. Но тут много не надо — хватит одной фермы, чтобы вирус из неё проник на птичьи рынки и принялся грозить оттуда людям.
По данным ВОЗ на 23 апреля, H7N9 заразил 108 человек и вызвал 22 летальных исхода. Но уже 24 апреля стало известно о первом случае инфицирования за пределами материковой части Китая — на Тайване. Пациент заболел через три дня по возвращении из китайской провинции Цзянсу, где зарегистрировано несколько случаев H7N9. Как и многие другие жертвы вируса, он не помнит, что контактировал с домашней птицей.
Напомним, первые случаи заражения были зарегистрированы в Шанхае в конце февраля. Вирус удалось распознать много позже, и сразу же была создана совместная группа из представителей ВОЗ и китайских учёных для оценки серьёзности ситуации и выработки рекомендаций к дальнейшим действиям. Группа предупреждает, что делать какие-то выводы ещё очень рано. «Пока ничего нельзя сказать о риске, которому подвергается общественное здравоохранение, и о том, как справиться с этим риском», — подчёркивает Лян Ваньнянь, чиновник Национального комитета КНР по вопросам здравоохранения и планирования семьи, возглавляющий рабочую группу вместе с г-ном Фукуда.
С одной стороны, очевидно, что перед нами вирус, убивающий каждого пятого из заражённых. Но, говорит г-н Фукуда, может статься, что пока выявляются только самые серьёзные случаи в ущерб умеренным и бессимптомным. Например, на прошлой неделе в Пекине вирус нашли у четырёхлетнего мальчика, у которого не развилось никаких симптомов. И тогда смертоносность вируса оказывается преувеличенной.
Между тем не зарегистрировано ни одного случая передачи вируса от человека человеку. Это тоже обнадёживает, хотя, как подчеркнул г-н Фукуда, это может оказаться результатом прекрасной работы китайских органов здравоохранения, оперативно отреагировавших на угрозу.
Подготовлено по материалам ScienceNOW.