Вся экология | Реклама | Что такое экология? | О нас | Подписка | RSS

Вся экология | Экологические новости



Опубликовано 24/04/2013, в 16 ч. 45 мин., 1124 просмотров

Совбез РФ: Арктика не должна стать ареной военных игр

Арктика. Фото: http://korabley.net

В начале апреля в Салехарде прошел международный арктический форум под эгидой Совета Безопасности РФ с участием высоких представителей стран-членов Арктического совета — России, США, Канады, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии. На нем обсуждались проблемы экономической, экологической и транспортной безопасности, включая создание транспортной инфраструктуры для развития Северного морского пути. Вопросы касались не только узко региональных рамок, но и комплекса международных проблем, прямо или косвенно влияющих на безопасность арктического региона.

О том, какие международные вопросы сегодня наиболее остро волнуют членов российской делегации, нашему специальному корреспонденту Сергею Сафронову рассказал заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ Евгений Лукьянов.

– Евгений Владимирович, решение Минобороны РФ создать к 2015 году две арктические бригады не противоречит ли российской же инициативе о немилитаризации Арктики?

– Следует четко различать защиту собственных национальных интересов, в первую очередь интересов безопасности, и возможные процессы, которые мы характеризуем как милитаризация Арктики.

Государственная граница Российской Федерации, в том числе в Арктической зоне — это юридическая реальность, с которой никто не может спорить. Между тем граница — это не только осуществление пограничного и визового контроля, но и обеспечение государственного суверенитета страны в полном объеме. А какими силами это должно делаться? Естественно, профессионалами, и если за охрану границы отвечает Федеральная пограничная служба Федеральной службы безопасности, то за защиту национальных интересов в оборонной сфере отвечает Минобороны.

Разве нет законных национальных интересов у США или Канады в арктическом регионе? Конечно, есть, и мы с уважением к ним относимся. Кстати, канадцы в 2012 году создали у себя арктический центр подготовки вооруженных сил.

Мы говорим о том, что Арктика не должна стать ареной военных игрищ и ристалищ, военного соперничества, экспансии и конфронтации, попыток решать возникающие вопросы силовым путем или угрозой и силой. 

Создание арктических бригад в составе Вооруженных сил России не противоречит задаче немилитаризации Арктики. Кстати, следует иметь в виду, что эти части будут не создаваться, а воссоздаваться. Хотя раньше у нас подразделений с названием "бригада" не было, тем не менее были мотострелковые части, подготовленные для несения боевой службы на Севере. То есть мы воссоздаем армейские подразделения, соответственно экипированные и готовые противостоять внешним угрозам в арктическом регионе на современном этапе.

– Какие проблемы сейчас больше всего волнуют страны Арктического совета?

– Мы живем во взаимозависимом, достаточно хрупком мире. Если вдуматься, то фактически его границы стерлись в 1945 году, когда США разбомбили Хиросиму и Нагасаки. Ведь радиация движется по воле волн и ветра, и никто не знает, в какую сторону этот ветер подует. Поэтому возникающие угрозы и вызовы международной и региональной безопасности могут быть парированы только на международном и региональном уровне, и только сообща, и никак иначе.

Арктика же наиболее уязвима в силу особых климатических условий и хрупкости экосистем. Непродуманное вмешательство человека, которое в других регионах, возможно, было бы решаемой проблемой, здесь может обернуться непоправимой катастрофой.

Вы представляете, сколько территорий окажется под водой в результате таяния арктических льдов и повышения уровня Мирового океана? Речь может идти об угрозе исчезновений целых районов и даже стран. Могут произойти и другие изменения. Надо все просчитывать уже сегодня.

От Арктики зависит благосостояние миллионов наших граждан — и не только экономическое, но и климатическое, и экологическое. И мы в первую очередь должны нести ответственность за этот регион.

Но хватит ли ресурсов, в первую очередь финансовых, у приполярных стран, чтобы действовать в одиночку, это большой вопрос.

Поэтому Россия выступает за международное сотрудничество в освоении Арктики. Взаимозависимый мир диктует необходимость участия всех стран: и Китая, и Индии, и Японии, и других стран в этом процессе. Кстати, Евросоюз недавно обозначил свое желание получить статус наблюдателя в Арктическом совете. Естественно, такое участие должно проходить при сохранении приоритета приарктических стран, которые по всем нормам международного права имеют особые права и несут особую ответственность в Арктике.

В Арктическом совете собраны разные страны, но на заседаниях совета витает дух сотрудничества, люди узнают друг друга очень близко, говорят открыто о своих планах. Это хороший пример международного сотрудничества.

Мы, конечно, пока еще не перешли в цивилизацию мира, мы живем пока в цивилизации войны. Но хочется верить, что человечество создано не для этого. Надежду на это дает изменившийся политический климат, окончание "холодной войны".

– Мы затронули такую важную тему, как развитие Северного морского пути (СМП).

– Это часть государственной границы России. В то же время это самый короткий путь из Европы в Азию, это 40 процентов экономии времени и топлива при доставке грузов. Но современной инфраструктуры полярной навигации в полном объеме пока там нет, она еще только начинает создаваться. Причем создаем мы ее по новым современным нормам и правилам, с учетом тех угроз, которых не было ранее — терроризма, наркотрафика, торговли людьми, незаконного оборота оружия, незаконного движения финансовых средств, торговли человеческими органами, пиратства и многих других.

СМП — проект российский, хотя мы открываем его для международного судоходства. Об этом как раз подробно говорилось на конференции в Салехарде. Но должен заметить, что СМП — только один из проектов, которые могли бы совместно реализовываться в Арктике. Мы говорим также о добыче полезных ископаемых, о шельфовых разработках, об определении запасов полезных ископаемых. Арктика — это мировая кладовая запасов на многие века.

– Oт северных границ позвольте перейти к южным, точнее юго-восточным. Каким вы видите сценарий развития событий на Корейском полуострове? Будет ли еще одна война между Севером и Югом?

– Выскажу свое видение этой проблемы. Война не выгодна никому и в первую очередь самой Северной Корее, и значит ее не будет.

Новый лидер этой страны Ким Чен Ын — молодой политик, которому нет еще 30 лет. Если он хочет править страной еще очень-очень долго, то ему нужно сделать так, чтобы не возникло лишних рисков и угроз. Он не может не понимать ответственность своего положения. Является ли военная конфронтация тем методом, который сможет обеспечить решение этой задачи? По-видимому, нет, хотя во внутриполитическом плане это может принести ему какие-то краткосрочные очки, но не более того.

– Но проблему как таковую это не решает. Есть ли предложение по решению этой проблемы у Совета Безопасности РФ?

– Главная задача, на мой взгляд, в том, чтобы побудить всех не накручивать конфронтацию, не нагнетать эмоции, а постараться методом дипломатии, предпочтительно "тихой" и непубличной, вывести ситуацию на дорогу, ведущую к возобновлению шестисторонних переговоров по Корейскому полуострову. Российские представители на всех уровнях активно работают в этом направлении со всеми участниками шестисторонних переговоров — с КНДР, США, Японией, Республикой Корея и в тесной координации с китайскими партнерами.

– Другой "горячей" точкой на мировой карте является Сирия. О чем свидетельствует новая инициатива Москвы отказаться от поставок оружия как Башару Асаду, так и оппозиции?

– Что касается ситуации в Сирии, то мы последовательно привержены решению главной на данный момент задачи — остановить кровопролитие и начать диалог между властями и оппозицией. В стране уже больше года идет кровавая гражданская война, а в такой войне правых нет, есть только виноватые. И для всех будет лучше, если эта война прекратится, прежде чем одна половина страны истребит другую, а сама страна развалится на части.

Эта неоспоримая логика заложена в основополагающий документ — Женевское коммюнике от 30 июня прошлого года. Оно актуально и почти год спустя. Все ключевые внешние игроки подписались под необходимостью запуска такого диалога, чтобы власти и оппозиция пришли к согласию о составе и функциях переходного управляющего органа. Нужно четко выполнять то, о чем договорились, незыблемый принцип права pacta sunt servada никто не отменял. Если все участники женевской встречи будут руководствоваться этим в практических делах, то искусственные препятствия на пути к переговорам будут преодолены. Они создаются теми, кто делает ставку на войну до победного конца и считает непременным условием смену режима в Сирии. А это абсолютно нереально, и будет только множить человеческие страдания в Сирии и приводить к власти террористов.

Что касается военных поставок из России в Сирию, то это реализация тех контрактов, которые были заключены ранее, на поставку запчастей к тем вооружениям, которые там есть, и на ремонт.

Хочу подчеркнуть, что выполнение международных контрактов России — это вопрос нашей деловой репутации, которой мы дорожим. Если есть контрактное обязательство, то мы его намерены выполнять.

– Москва созывает в мае уже во второй раз международную конференцию по решению проблемы размещении ЕвроПРО. Почему в этом вопросе стороны никак не могут прийти к согласию?

– Прежде всего, то, что вы называете ЕвроПРО – это европейская часть глобальной американской системы ПРО.

А прийти к согласию по этой ключевой проблеме стратегической стабильности не удается потому, что США и НАТО не хотят или не могут понять и учесть законные интересы безопасности России.

Напомню, что Россия неоднократно высказывала озабоченность в связи с односторонними и ничем не ограниченными шагами США и их союзников по развертыванию глобального противоракетного щита и размещению элементов стратегической инфраструктуры в непосредственной близости от российских границ. Об этом шла речь и на международной конференции Минобороны России в мае прошлого года, о которой вы упоминали. Мы особо отмечали дестабилизирующий характер наращивания в Европе противоракетного потенциала, который способен в перспективе негативно влиять на эффективность российских сил стратегического ядерного сдерживания. Эта позиция полностью сохраняется и сейчас, в связи с тиражированием данного подхода США в других регионах мира, в частности, в АТР, где теперь планируется дополнительно развернуть 14 стратегических ракет-перехватчиков наземного базирования.

Мы по-прежнему считаем необходимым выработать юридически обязывающие гарантии ненаправленности противоракетных средств США против России и согласовать военно-­технические критерии, подтверждающие соответствие этих средств заявленной цели противодействия ограниченным ракетным угрозам, которые могли бы возникнуть за пределами Евро-Атлантического региона.







Источник РИА Новости




Комментарии

Популярные новости:

Архив новостей:

Экопортал не гарантирует достоверность материалов. Позиция Экопортала не всегда может совпадать с позицией, изложеной в материале. Экопортал не несет ответственности за какие-либо ошибки, также за какие-либо действия, предпринятые на основании этих материалов.

© ECOportal 2002-2019 гг.

Вся экология: Новости, Архив новостей, Пресс-релизы, Экспорт новостей, Каталог организациий, Экологические ссылки, Добавить ссылку, Календарь событий, Добавить событие в календарь, Статьи, Книги, Рефераты, Законы и документы, Составы отходов, Экологический словарь, Доска объявлений, Голосования, Реклама на сайте, Рассылка, RSS, Обучение

Авторские права на материалы принадлежат Всероссийскому Экологическому порталу, за исключением тех, где явно указан автор. При полном или частичном цитировании всех материалов ссылка на Всероссийский Экологический портал обязательна. Все предложения по работе сайта отправляйте на электронный ящик администратора.

RSS лента
Rambler's Top100
Rambler's Top100