Начало > Эко новости > Биологи впервые расшифровали геном живой "ископаемой" рыбы-латимерии

Биологи впервые расшифровали геном живой "ископаемой" рыбы-латимерии

18/04/2013 12:09 / 👁 1197 / Источник РИА Новости / Поделиться:
Генетики впервые полностью расшифровали геном латимерии — "живого ископаемого", чьи ближайшие родичи вымерли 70 миллионов лет назад, и выяснили, что африканские двоякодышащие рыбы, а не латимерии, больше подходят на роль родственника предка всех сухопутных животных, и опубликовали его в статье в журнале Nature. Latimeria chalumnae. Фото: http://wikimedia.org Latimeria chalumnae. Фото: http://wikimedia.org

"Латимерии являются для эволюционистов столь же знаковым животным, как и дарвиновские вьюрки. Работа моих коллег дает нам первую возможность изучить гены, игравшие ключевую роль при покорении суши. Мне нравится их идея о том, что ноги могли "вырасти" в результате мутаций нескольких "плавниковых" генов, которые придали им новые функции. Это великолепная иллюстрация того, что эволюция является "умельцем", а не инженером", — заявил Тоби Брэдшоу из университета штата Вашингтон (США).

Группа биологов под руководством Керстин Линдблад-Тох из университета Уппсалы (Швеция) расшифровала геном африканской латимерии (Latimeria chalumnae) и провела ее первичный анализ. Геном "ископаемых рыб" состоит из 2,86 миллиарда отдельных "букв"- нуклеотидов. Высокое качество генома позволило ученым выделить около 29 тысяч генов, содержащих в себе инструкции по сборке белков, и сравнить их с похожими генами других рыб и животных.

Первичный анализ подтвердил, что геном латимерий меняется с очень медленной скоростью. По всей видимости, латимерии и их древние родичи-целаканты жили в таких условиях, которые способствовали сохранению тех признаков, которыми они обладали на протяжении последних 300 миллионов лет.

Кроме того, ученые сравнили структуру некоторых участков генома латимерий и их ближайших конкурентов на роль предтечи всех сухопутных животных — африканских двоякодыщащих рыб (Dipnoi). По их словам, двоякодыщащие рыбы больше похожи по своей генетической архитектуре на сухопутных позвоночных, чем латимерии. Тем не менее, латимерии все же остаются интересными для ученых, так как их геном практически не изменился с эпохи динозавров, заключают биологи.