Начало > Эко новости > Новый птичий грипп убил двух китайцев

Новый птичий грипп убил двух китайцев

03/04/2013 16:42 / 👁 1249 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Исследователи и чиновники от здравоохранения всего мира находятся в состоянии боевой готовности после того, как 31 марта Китай объявил о двух летальных исходах (жизнь ещё одного «находится в опасности») из-за нового вируса птичьего гриппа H7N9, о случаях заражения людей которым до сих пор не было слышно. Китай особенно подвержен птичьему гриппу из-за самой большой в мире популяции домашних птиц, которые в сельских районах живут бок о бок с людьми. (Фото AP.) Китай особенно подвержен птичьему гриппу из-за самой большой в мире популяции домашних птиц, которые в сельских районах живут бок о бок с людьми. (Фото AP.)

Предварительный анализ вирусных геномов показал, что патоген способен передаваться от одной домашней птицы к другой, не вызывая серьёзных заболеваний. Поэтому проследить за его распространением очень сложно. Инфицируя время от времени людей, вирус сможет адаптироваться к непривычному для себя организму и в один прекрасный день вызвать пандемию.

Учёные подчёркивают, что ещё очень рано оценивать риск потенциальной пандемии. Но первоначальный анализ вирусного генома вызывает тревогу, ибо демонстрирует черты, позволяющие ему адаптироваться к людям, рассказывает Масато Тасиро из Исследовательского центра вируса гриппа Всемирной организации здравоохранения, расположенного в Токио (Япония).

Эпидемиологическая картина тоже невесела, подтверждает Малик Пейрис из Гонконгского университета (КНР): «Каждый раз, когда вирус гриппа животных переходит на человека, — это повод для беспокойства, а тут целых три серьёзных случая за короткий срок... Но пока нет признаков того, что он распространяется от человека человеку, реагировать слишком резко тоже ни к чему».

Первой жертвой нового H7N9 стал 87-летний житель Шанхая, который заболел 19 февраля и скончался 4 марта. 27-летний мужчина из того же города слёг 27 февраля и покинул нас 10 марта. 35-летняя женщина из города Чучжоу (провинция Аньхой), расположенного в нескольких сотнях километров к западу от Шанхая, почувствовала недомогание 9 марта, но борется до сих пор. У всех первоначально отмечались симптомы гриппа, который затем переходил в острую пневмонию.

Китайские специалисты осмотрели десятки людей, с которыми контактировали заболевшие, но ни у одного нет симптомов гриппа, а анализы оказались отрицательными. Некоторая определённость сохраняется относительно членов семьи первого инфицированного, которых госпитализировали с воспалением лёгких вскоре после него. Возможно, именно от них вирус передался старику, уже не выходившему из дома. И хотя тесты на вирус не дали положительного результата, это может быть ложным сигналом, считают эксперты. Но даже если имела место передача вируса от человека человеку, очевидно, пока это происходит редко.

Учёные Поднебесной работают очень быстро. Китайский национальный центр гриппа Всемирной организации здравоохранения за считанные недели выделил вирусный геном из трёх пациентов и 31 марта опубликовал результаты в базе данных GISAID. Исследователи всего мира уже пытаются выяснить истоки патогенности штамма (или штаммов) и оценить его способность инфицировать людей (а также передаваться между ними).

Анализ показал, что это новинка, порождённая реассортацией, то есть явлением, возникающим, когда несколько вирусных штаммов одновременно заражают одного хозяина и обмениваются генами.

У вируса восемь генов, и два из них кодируют белки гемагглютинин (H) и нейраминидазу (N), которыми усажена поверхность вируса, а шесть других отвечают за внутренние белки. Судя по предварительному анализу, их новый вирус позаимствовал у H9N2 — вируса, эндемичного птицам (в том числе домашней птице) не только Азии, но и всего мира. Точнее, генетические последовательности очень похожи на таковые недавних вирусов H9N2, выявленных в Китае и Южной Корее.

В свою очередь ген нейраминидазы, говорит г-н Тасиро, по-видимому, аналогичен таковому вирусов птичьего гриппа H11N9, обнаруженных в Южной Корее в 2011 году, в китайском Хунцзэ (провинция Цзянсу) в 2010 году и в Чехии в 2005-м. Ген гемагглютинина (он особенно важен, потому что этот белок позволяет вирусу связываться с клетками-хозяевами), скорее всего, принадлежит к евразийской группе вирусов птичьего гриппа H7.

Новый вирус, таким образом, возник в результате рекомбинации трёх штаммов, заражавших исключительно птиц, — в отличие от пандемического вируса 2009 года H1N1, который представлял собой смесь патогенов, инфицировавших птиц, свиней и людей.

Большинство генетических анализов пока проводится в конфиденциальном режиме в исследовательской сети ВОЗ, но некоторые учёные (например, из Эдинбургского университета в Шотландии) уже начали размещать предварительные результаты в Интернете.

Главная особенность нового вируса в том, что его гемагглютинин структурно аналогичен таковому вирусов, не вызывающих серьёзных осложнений у птиц, и отличается от белка вируса H5N1, который считается бичом домашней птицы в Азии с конца 2002 года. Вирусы гриппа, которые не опасны для птиц, способны привести к тяжёлым заболеваниям у людей по той простой причине, что у нас нет к ним иммунитета. А их смертоносность зависит от того, как они связываются с рецепторами в дыхательных путях человека.

Хотя анализ только начался, учёным уже ясно, что вирус приобрёл мутации, которые позволяют ему цепляться за рецепторы клеток дыхательных путей млекопитающих, а не птиц. У патогена есть и другие генетические вариации, которые, как показали недавние исследования на мышах и других животных, вызывают серьёзные заболевания.

Первоначальные данные свидетельствуют также о том, что вирус воздействует на клетки, расположенные глубоко в лёгких, подобно новому коронавирусу, который тоже способен привести к тяжёлому недугу. В то же время это означает, что вирус не распространяется с лёгкостью, ибо из носа и горла его можно выкашлять и вычихнуть. Но это пока предварительные соображения, предупреждает г-н Пейрис.

Тот факт, что вирус, кажется, не опасен для птиц, очень важен, добавляет г-н Пейрис. Он может распространяться среди домашней птицы незамеченным, и таким образом создаётся инфекционный резервуар, которые способен привести к постоянному спорадическому инфицированию человека без какого бы то ни было предупреждения.

Легко проконтролировать лишь высокопатогенный вирус вроде H5N1, который выкашивает целые стаи, и предотвратить пандемию среди людей в таком случае можно уничтожением большого количества птиц. А если симптомов почти нет, то проследить за вирусом и предупредить инфекцию практически невозможно.

Действительно, в последнее время Китай не сообщал о случаях обнаружения гриппа H7 у птиц: то ли инфекция и впрямь не дала заметных симптомов, то ли хромают системы наблюдения и отчётности. Но разобраться, как трио пациентов поймало вирус, придётся в любом случае.

Маловероятно, что три человека за такой короткий период времени заболели в результате контакта с дикими птицами. Скорее всего, дело в птице домашней. Но поскольку вирус обладает мутациями, которые адаптировали его к млекопитающим, может статься, что непосредственным источником заразы стали свиньи, полагает г-н Тасиро.

В общем, сейчас надо тестировать всех с симптомами острой пневмонии и отслеживать все их контакты. «Бить тревогу не стоит, но повод для беспокойства есть», — резюмирует учёный.

Подготовлено по материалам Nature News.