Строительство канала, который должен был соединить речные пути Томской и Енисейской губерний, началось в 1883 году под руководством барона Аминова, в 1891 году он был открыт для плавания небольших судов. Однако постройка Сибирской железной дороги сделала речной путь неконкурентоспособным. Длина канала составила 217 километров.
"Строительство канала велось практически в одно и то же время с созданием Суэцкого канала, только в гораздо более тяжелых условиях — безлюдной тайге Енисейского севера, с обилием гнуса, отсутствием каких-либо удобств. В рамках приближающегося четырехсотлетнего юбилея города Енисейска мы хотим поднять этот пласт отечественной истории", — сказал РИА Новости Пащенко.
Канал попытались расширить в 1911 году, но работы были приостановлены из-за начала Первой мировой войны, затем последовала Гражданская война. В 1942 году по каналу из Енисея в Обь перевели несколько колесных пароходов.
"Сейчас канал заброшен, его шлюзы медленно и верно разрушаются. Экспедиция должна привлечь внимание к проблеме, как со стороны властей, так и со стороны общественности. Весь собранный этнографический и краеведческий материал мы планируем передать музеям", — сказал красноярский путешественник.