Полученные ранее лицензии останутся в силе, но новые пока выдаваться не будут. Только что избранное правительство выпустило Коалиционное соглашение, в котором говорится, что добыча углеводородов на шельфе должна стать прозрачнее. В частности, все проекты добычи нефти будут доступны для общественности, также как и предлагаемые меры по обеспечению безопасности и охраны окружающей среды. Страна также планирует повысить плату за использование ресурсов шельфа.
«Гренландия приняла разумное решение, и, наконец, стала всерьез относиться к рискам, которые несет в себе добыча нефти в экстремальных условиях Севера. Но многое еще предстоит сделать. Практически все Западное побережье страны открыто для добычи углеводородов, большая часть лицензий принадлежит Cairn Energy. Мы надеемся, что со временем Гренландия полностью откажется от бурения в Арктике», – комментирует Йон Бургвальд из Гринпис Дании.
Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Гринпис, обращает внимание на то, Россия остается почти единственной северной страной, которая изо всех сил рвется на арктический шельф:
«У Канады нет активных проектов на шельфе. В США после ряда аварий перенесены сроки пилотного проекта – компании Shell у берегов Аляски. Эти страны уже начали понимать, насколько трудно и затратно бурение в арктических условиях.
Но российское правительство продолжает смотреть на Арктику, как на Эльдорадо. Оно выдает лицензии на нефтедобычу на шельфе десятками, и обещает беспрецедентные льготы, чтобы заманить туда инвесторов.
«Газпром нефть» заключила контракт на бурение скважины в Баренцевом море с румынской Grup Servicii Petroliere (GSP), компанией, не имеющей ни малейшего опыта работы в Арктике. «Роснефть» ищет любых партнеров для разработки шельфа, в том числе в Азии: идут переговоры с китайскими CNPC, Sinopec и CNOOC. О проблемах безопасности и экологии при этом, похоже, никто и не задумывается».
Справка Гринпис: История арктических проваловВ январе 2011 Cairn Energy прекратила бурение на шельфе Гренландии, так и не обнаружив значительных запасов нефти.
В августе 2012 был заморожен крупнейший арктический проект в России – Штокман, в котором участвует Total. Второй зарубежный партнер, Statoil, покинул проект.
В сентябре 2012 «Газпром» перенес на год начало бурения в Баренцевом море, не сумев адекватно к нему подготовиться.
В октябре 2012 году гендиректор Total заявил: «Учитывая риски, Арктику лучше не трогать».
В марте 2013 Shell, единственная компания, которая начала бурение на арктическом шельфе США, в очередной раз перенесла проект. Вслед за ней Statoil сообщил о переносе бурения на шельфе Аляске «на неопределенный срок». Ранее от бурения там отказалась ВР из-за слишком высоких затрат.