А для оценки ситуации простая лопата порой оказывается полезнее современной техники.
Пушки, стреляющие сжатым воздухом, в горах Красной Поляны стоят на каждом склоне. Всего их около сотни. Когда и какая из них выстрелит, определяет антилавинная служба. Люди, которые управляют лавинами, живут в маленьком доме на самом пике горы. По нескольку дней находясь в полной изоляции от внешнего мира, очищают скалы от всего лишнего.
В горах сотни датчиков, но каждый день весь хребет нужно пройти на лыжах и изучить вручную. Часто простая лопата о свежем снеге может сказать больше, чем любой электронный прибор. Если от лёгких ударов лопата проседает глубоко — это плохой признак. Значит, снег не держится и может начать движение, особенно, если в ближайшие часы ожидаются осадки.
Когда на склонах слишком много снега, и он становится таким рыхлым и влажным, МЧС сообщает о повышенной лавиноопасности. Вся эта многотонная масса в любой момент может рухнуть вниз. Для того, чтобы никто в горах не пострадал, ночью лавины спускают искусственно. Каждый сезон несколько сотен раз.
Смысл антилавинной работы в том, чтобы спускать снег безопасно, когда на трассах никого нет. Поэтому ни спортсмены, ни туристы в этом сезоне лавин не видели, хотя на Красной Поляне их было около трёхсот.
"Каждый день всё это регистрируется, каждая лавина описывается и вносится в кадастр. Поэтому в любой момент мы можем это поднять, посмотреть температурные режимы, погодные режимы. Знаем, что, где и когда сошло и благодаря этому можем предвидеть дальнейшую ситуацию", — говорит руководитель Антилавинной службы горнолыжного центра "Роза Хутор" Александр Бойко.
Сейчас на западном Кавказе погода нестабильна, поэтому антилавинные службы горнолыжных центров и подразделения МЧС дежурят круглосуточно. Задействовано больше двухсот человек.