И меткость эта воистину удивительна! Шелби Темпл из Бристольского университета (Великобритания) вместе с коллегами попробовала оценить точность брызгунов с помощью офтальмологического теста Ландольта. (Тест Ландольта похож на правую сторону известной каждому таблицы Головина — Сивцева, где нарисованы разомкнутые кольца разной величины.) Рыбы должны были научиться различать буквы «О» и «С» — и если рыба стреляла по правильной букве, то к ней падало угощение. При этом исследователи усложняли задание, постепенно уменьшая размер букв.
Брызгуны не посрамили своего имени: в статье, опубликованной в Vision Research, авторы пишут, что рыбы могли различить дырку в букве «С», даже когда её величина составляла всего 0,155–0,140˚ угла обзора. Лучше всего брызгуны видели той частью сетчатки, на которую попадали лучи света, идущие сверху и спереди. Что понятно: ведь рыбам приходится стрелять по насекомым, которые сидят над ними. В ходе эволюции преимущество получили те брызгуны, у которых фоторецепторы оказались сгруппированы именно в этой, стратегически важной области сетчатки.
Среди пресноводных рыб брызгуны, таким образом, оказались самыми зоркими. Однако морские животные (например, тюлени и киты) видят раза в полтора лучше, а зрение человека и других приматов почти в 20 раз острее, чем у брызгунов. Что уж говорить о птицах. Впрочем, и человек, и птицы смотрят сквозь воздух, который позволяет видеть лучше, чем вода.
Что до брызгунов, то их остроты зрения вполне хватает для той необычной охоты, которой они занимаются. Ранее та же группа исследователей установила, что и цветовое зрение брызгунов сосредоточено в зоне наибольшей остроты, то есть они стреляют по добыче, ориентируясь не только по её форме, но и по цвету.