Опубликовано 18/03/2013, в 14 ч. 38 мин., 956 просмотров

Птицы отказались от второго яйцевода в самом начале своей истории

Образования, напоминающие фолликулы, расположены только с левой стороны, как у современных птиц. (Изображение авторов работы.)

Палеонтологи нашли первые окаменелые следы яйцеклеток у древних ископаемых птиц, обнаружив, что уже 120 млн лет назад птицы значительно отличались от своих предков. Подобно современным пернатым, они довели число яйцеводов до одного, отказавшись от традиций динозавров.

Чжунхэ Чжоу, директор Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии АН КНР, и его коллеги изучили экземпляр цзехолорниса — ранней пташки, ещё сохранявшей архаичные черты (например, длинный костистый хвост), — а также пару окаменелостей, принадлежащих энанциорнисовым — другой вымершей группе птиц. Во всех трёх образцах, по мнению авторов, сохранились яичниковые фолликулы — хрупкие образования по одной яйцеклетке в каждом, из которых в дальнейшем могли развиться яйца.

«Нам потребовалось время, чтобы понять, что представляют собой эти странные кольцевые структуры», — признаётся г-н Чжоу. Небольшие образования могли оказаться семенами или маленькими камнями, которые птицы проглотили для измельчения пищи в пищеварительной системе. Но на основе размера, формы и расположения округлых образований учёные исключили альтернативные объяснения и интерпретировали их как яичниковые фолликулы.

Исследователи отмечают, что все фолликулы вроде бы находятся с левого бока птиц — точно так же, как у их современных родственников. Напротив, окаменевшие бёдра овираптозавров (ящеротазовых динозавров-тероподов с оперением и клювами) содержат по два яйцевода с яйцом в каждом, как у современных крокодилов.

Подобно своим пресмыкающимся предкам, древние птицы производили больше яиц за один раз, чем современные. Если бы фолликулы цзехолорниса развились в яйца, он (точнее, она) отложил бы сразу 20 штук, отмечает г-н Чжоу. Две энанциорнисовые произвели бы на свет пять и двенадцать яиц соответственно.

Эти особи ещё очень близки к точке разделения птице- и ящеротазовых динозавров. И, по-видимому, переход от двух яйцеводов к одному связан с эволюцией полёта — ради того чтобы подняться в воздух, будущие птицы отказались от избыточного органа.

Результаты исследования опубликованы на сайте журнала Nature.