Начало > Эко новости > На крыльях цикад обнаружены антибактериальные наноштыри

На крыльях цикад обнаружены антибактериальные наноштыри

05/03/2013 09:18 / 👁 1363 / Источник Lenta.ru / Поделиться:
Испано-австралийская группа микробиологов под руководством Елены Ивановой из технологического университета Свуинберна обнаружила на крыльях цикад наноструктуры, обладающие антибактериальным эффектом. Работа опубликована в журнале Biophysical Journal, а ее краткое содержание приводит NatureNews.  Взаимодействие бактерии с поверхностью, кадр из видео авторов. Pogodin S. et al., Biophysical Journal, 2013 Взаимодействие бактерии с поверхностью, кадр из видео авторов. Pogodin S. et al., Biophysical Journal, 2013

Вертикальные наноструктуры, покрывающие крылья цикад Psaltoda claripennis, хорошо видны на изображениях сканирующего микроскопа. Ученые установили, что они обладают антимикробным эффектом против покрытых внешней мембраной грам-отрицательных бактерий, таких как Bacillus subtilis, Escherichia coli, и Staphylococcus aureus. На лишенных внешней мембраны грам-положительных бактерий наноструктуры не действовали.

Чтобы объяснить необычный антибактериальный эффект, ученые провели компьютерное моделирование взаимодействия поверхности с клетками микроорганизмов. Оказалось, что наноштыри не прокалывают мембрану бактерий, а разрывают ее за счет поверхностного натяжения. Моделирование показало, что разрыв происходит в области между штырями - именно там образуется наибольшее натяжение мембраны.

По словам авторов, им впервые удалось обнаружить поверхность, которая непригодна для роста бактерий исключительно за счет структуры, а не химического состава. Авторы надеются использовать полученные данные для изготовления искусственных покрытий, обладающих таким же свойством.