Брайан Хейр и Ванесса Вудс из Университета Дьюка (США) выступили с обоснованием не то чтобы новой, но всё ещё не слишком очевидной гипотезы о том, что не человек приручал домашних животных. Всё было ровным счётом наоборот.
В книге «Собачий гений» (The Genius of Dogs) учёные, как следует из названия, сконцентрировались на проблеме доместикации лучшего друга человека.
Со школьной скамьи мы помним следующую историю. Давным-давно некий охотник с добрым сердцем нашёл и воспитал волчат, лишившихся матери. Они так привязались к хозяину, что охотились вместе с ним. Люди, поражённые полезностью нового союза, стали разводить их потомство: так и появились собаки, заполонившие наши дома и диваны.
С научной точки зрения эта милая картина не выдерживает никакой критики. Начать с того, что приручение волков совпадает с тем периодом, когда плотоядный человек не терпел конкуренции. Появившись в Европе около 43 тыс. лет назад, наши предки истребили крупных плотоядных животных, в том числе саблезубых кошек и гигантских гиен. Скелет не расскажет, почему они вымерли: то ли были съедены, то ли скончались от голода, потому что всю добычу забрал себе человек. Так или иначе, но значительная часть бестиария ледникового периода канула.
Предположение о том, что люди приручили волков для охоты, авторы книги тоже отбрасывают. Наши предки и без них более чем успешно били крупную дичь. К тому же таким помощникам нужно много мяса: десять волков за сутки съедают одного оленя. И любой, кто видел волка за трапезой, знает, что эти животные не любят делиться.
Хейр и Вудс указывают на то, что люди и волки конкурировали на протяжении всей истории человечества, причём не только первобытной. Мы сознательно стремились к их полному истреблению. В VI веке до н. э. легендарный афинский законодатель Солон предложил вознаграждение за каждого убитого волка. В шестнадцатом столетии последний английский волк был уничтожен по распоряжению короля Генриха VII. Убивать волков в шотландских лесах было сложнее, и тогда шотландцы сожгли леса. К 1930 году в 48 американских штатах не осталось ни одного волка.
После такого кажется очень странным, что домашняя собака вообще появилась на свет. Вероятно, это результат той стороны естественного отбора, пишут авторы, который вспоминается сравнительно редко. Обычно мы говорим о выживании самых сильных, самых доминантных, но в данном случае победу одержали самые дружелюбные, самые несамостоятельные, самые доверчивые.
Не мы, а волки-аутсайдеры искали встречи с нами. Прекрасная дружба начиналась, по-видимому, с жизни на свалках, окружавших стоянки древних людей. Если ты был смел и вёл себя агрессивно, двуногое с копьём прекращало твоё существование. Если ты был смел, но приближался к человеку не ради того, чтобы вонзить зубы в его плоть, а чтобы лизнуть его руку, тебя оставляли в живых.
Обратите внимание, призывают Хейр и Вудс, на то, что эволюция сделала с волками: пятнистая шёрстка, безвольно повисшие ушки, виляющий хвостик. Самое поразительное в том, что протособаки научились понимать человеческие жесты. Укажите на мячик, и ваш питомец с радостью принесёт вам его. Даже шимпанзе и бонобо, даром что наши ближайшие эволюционные родственники, не способны на такое. Некоторые псы замечают даже движение глаз хозяина.
Учёный дуэт считает, что эта особенность развилась сама собой: едва ли первобытный человек тратил время на дрессировку животных. Но, заметив, что протособака чего-то стоит, он стал брать её с собой на охоту — и получил преимущество по сравнению с теми, кто с новыми друзьями ещё не знался. По сей день племена охотников Никарагуа и Конго выживают только благодаря собакам. Охотники на лосей в альпийских регионах приносят домой на 56% больше добычи, когда их сопровождают собаки.
Более того, эти помощники оказались ещё и прекрасными часовыми, предупреждавшими о появлении незнакомцев и хищников.
Наконец в тяжёлые времена собаки служили источником пищи, ведь тогда ещё не было ни сельского хозяйства с его амбарами, ни средств сохранить добытое мясо на чёрный день. Возможно, предполагают Хейр и Вудс, именно собаки подсказали людям, что подобным образом можно поступать с растениями — то есть одомашнивать. Земледелие привело к оседлому образу жизни, излишки производства — к классовому обществу, государству и всей современной цивилизации.
Неужели мы и впрямь должны сказать спасибо за нашу жизнь тем древним дружелюбным волкам?
Подготовлено по материалам National Geographic.