По словам экологов, в случае принятия поправок в столичных зеленых зонах начнут появляться офисные здания и автостоянки, владельцы которых по документам будут считаться ответственными за сохранение уничтоженного ими парка.
Сейчас земельные участки в особо охраняемых природных территориях (ООПТ) предоставляются только организациям, которые осуществляют их охрану, содержание и использование. Кроме того, если на заповедной территории в силу исторических причин действуют другие организации, за сохранение природных зон все равно отвечает профильная служба по охране ООПТ. Автор поправок в закон «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» депутат Мосгордумы Олег Бочаров предлагает расширить круг организаций, которые могут получить в постоянное пользование тот или иной участок ООПТ. По его мнению, это должны быть не только «государственные парки культуры и отдыха», а любые государственные учреждения. Поправки, как пояснил «НИ» Олег Бочаров, избавят несколько сотен организаций, получивших участок на ООПТ, от долгосрочной процедуры по ежегодному продлению договоров.
Поправки приведут к тому, что на территории парков смогут размещаться любые организации вплоть до автостоянок, жилых построек и мусоросжигательных заводов, которые формально и будут отвечать за сохранность природы ООПТ и заниматься ее «благоустройством», заявила «НИ» депутат муниципального собрания Лефортово Анна Андреева. По ее мнению, отвечать за состояние особо охраняемых объектов должна исключительно профильная служба, а на землях ООПТ новых учреждений не должно появляться вообще: «Изменения в законе будут на руку лишь каким-нибудь махинаторам, под различными предлогами будут раздаваться участки ООПТ, и там будут вырастать какие-нибудь «монстры». Кроме прочего, г-жа Андреева напомнила о существующей практике, когда госучреждения «неожиданно превращаются» в открытые акционерные общества, что повлечет переход «зеленых» городских зон в частные руки.
«Сама передача участка ООПТ госучреждению не страшна, но важно понять, для каких целей территория будет использоваться», – заявил «НИ» руководитель программ российского отделения «Гринпис» по особо охраняемым природным зонам Михаил Крейндлин. Но возложение обязанности по охране природы охраняемой зоны на такие организации эколог считает недопустимым: «Заниматься сохранением природы в лесопарках должна специальная служба, при этом важно, чтобы за ее деятельностью осуществлялся независимый контроль». Михаил Крейндлин не исключает, что скверы и парки перестанут существовать как таковые: «В последние годы назначение особо охраняемых зон Москвы постепенно меняется, а новые поправки лишь поощряют происходящее».