Опубликовано 05/02/2013, в 22 ч. 48 мин., 1044 просмотров

Насекомые умываются, чтобы лучше ощущать запахи

Поверхность антенн таракана: слева — грязная, в центре — после очистки самим тараканом, справа — после очистки химическим реагентом (фото авторов работы).

Очень многие животные занимаются грумингом — гигиеническими процедурами, направленными на очистку поверхности тела. Смысл груминга понятен: нужно избавляться от паразитов, сохранять шерсть и кожу здоровыми, а у некоторых видов груминг служит ещё и для укрепления социальных связей. Насекомые тут не исключение, можно вспомнить хотя бы «умывающихся» мух.

Но, как пишут исследователи из Университета штата Северная Каролина (США) в журнале PNAS, насекомым гигиенические процедуры нужны ещё и для того, чтобы поддерживать в рабочем состоянии органы чувств. Например, американский таракан, если не почистит вовремя свои антенны, перестанет чувствовать запахи.

Процесс очистки происходит так: таракан зажимает антенны во рту, а затем счищает с них то, что налипло, начиная с основания и заканчивая вершиной. Если таракан не сможет вычистить антенны, он перестанет, к примеру, чувствовать половые феромоны — а значит, может упустить шанс оставить потомство.

Разнообразные вещества налипают на тараканьи антенны, перекрывая доступ запаховым молекулам к обонятельным рецепторам. Но, как оказалось, главным загрязнителем антенн служит не внешний мусор, а собственные воскоподобные выделения таракана, которые защищают тело насекомого от потери влаги. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с человеком: мы ведь тоже чистим, пардон, нос, чтобы лучше дышать и чувствовать запахи, и то, что мы из носа достаём, во многом состоит из наших же выделений. Правда, по сравнению с тараканом наша личная жизнь не так сильно зависит от обоняния.

Исследователи поставили такие же опыты на муравьях и мухах, и хотя эти насекомые чистятся иначе, чем таракан, результаты экспериментов говорили о том же: груминг необходим насекомым, чтобы лучше ориентироваться по запахам. Может быть, эти данные помогут создать инсектициды нового поколения, которые намертво прилеплялись бы к усикам и лишали насекомых возможности чувствовать запахи? Такие вещества могут быть более безвредными для окружающей среды, чем те, которыми мы пользуемся сейчас.