"Наша работа может показаться сугубо академическим исследованием, но, поверьте мне, это далеко не так. Изменения в круговороте течений могут нести за собой серьезные последствия, так как южные океаны являются одними из основных поглотителей тепла и углекислоты. Любые аномалии в этой области могут стать причиной глобальных сдвигов в климате Земли", — заявил Даррин Вог (Darryn Waugh) из университета Джона Гопкинса в Балтиморе (США).
Вог и его коллеги пришли к такому выводу, сравнив концентрацию одного из фреонов, дифторхлорметана (CFC-12), в водах южной "половины" мирового океана в начале 90 годов прошлого века и в первом десятилетии 21 века. Данное вещество является одним из самых эффективных разрушителей озонового слоя, и из-за этого его производство было ограничено Монреальским протоколом 1990 года.
Оказалось, что очаги максимальной концентрации CFC-12 переместились из приповерхностных слоев воды в относительно глубокие участки южных океанов на глубине в 500-1000 метров. По словам ученых, этот факт свидетельствует о прямой связи между фреоном в атмосфере и серьезными изменениями в структуре океанических течений, которые произошли за последние 20 лет.
Как отмечают климатологи, работа "конвейера" течений во многом зависит от так называемых западных ветров — постоянных потоков воздуха, перемещающихся с запада на восток в умеренных широтах южного полушария. По всей видимости, появление "дыр" в озоновом слое над Антарктидой и общее его истончение привело к усилению западных ветров, что, в свою очередь, сказалось на состоянии течений.
По словам Вога и его коллег, подобные изменения могут нести за собой серьезные последствия для климата Земли. Антарктические воды играют ключевую роль в круговороте тепла и СО2 между атмосферой и океаном, и появление аномалий в "конвейере" течений может ускорить изменения климата в ближайшие 40-60 лет, заключают ученые.