Начало > Эко новости > Дерево на морском дне - оазис для глубоководной жизни

Дерево на морском дне - оазис для глубоководной жизни

25/01/2013 12:41 / 👁 1865 / Поделиться:
Благодаря затонувшим деревьям на морском дне живут и путешествуют редкие глубоководные животные, возникают горячие точки биоразнообразия.Деревья не растут на морских глубинах, но части затонувшего дерева могут перерасти в оазисы жизни - по крайней мере, временно, пока древесина полностью не сгниет. Экспериментальный кусок дерева по истечении одного года на морском дне. Двустворчатые моллюски-ксилофаги заселили дерево. (Фото: Кристина Биенхолд, MPI для морской микробиологии) Экспериментальный кусок дерева по истечении одного года на морском дне. Двустворчатые моллюски-ксилофаги заселили дерево. (Фото: Кристина Биенхолд, MPI для морской микробиологии)

Деревья не растут на морских глубинах, но части затонувшего дерева могут перерасти в оазисы жизни - по крайней мере, временно, пока древесина полностью не сгниет. Команда исследователей Макса Планка из Германии показала, как затонувшее дерево может превратиться в привлекательную среду обитания для разнообразных микроорганизмов и беспозвоночных. С помощью подводной робототехники они подтвердили гипотезу, что выделение бактериями сероводорода при разложении дерева будет привлекать различных животных, сообщает портал www.sciencedaily.com.

Многие животные, обитающие в горячих и холодных источниках на дне океана, нуждаются в специальных источниках энергии, таких как метан и сероводород, выходящих из дна. В организме таких животных множество бактериальных симбионтов, которые преобразуют энергию газов в пищу. Места выделения веществ и гидротермальные источники часто разделены сотнями километров глубоководных пустынь.

В течение долгого времени было неразрешимой загадкой, как животные находят решение этой проблемы и живут между редкими оазисами в морских глубинах. Одна из гипотез допускала, что затонувшие туши кита, большие мертвые водоросли, а также затонувшие леса могут служить источником питания и временного обитания для глубоководных животных, но только тогда, когда бактерии способны производить метан и соединения серы из затонувшей органики.

Чтобы решить этот вопрос, ученые положили дерево на дно восточной части Средиземного моря на глубине 1700 метров и вернулись через год для изучения фауны, бактерий и химических градиентов.

"Мы были удивлены количеством животных, которые обитали на дереве уже через год. Основными колонизаторами были двустворчатые моллюски-ксилофаги (животные питающиеся древесиной), известные как корабельные черви. Эти животные - пионеры, они готовят среду обитания для других," - говорит Биенхолд. "Но они также нуждаются в помощи бактерий для использования целлюлозы из древесины, которую трудно переварить".

Ученые отметили, что корабельные черви быстро разделили большую часть леса на более мелкие фрагменты, которые разлагали другие организмы. Эта деятельность привела к потреблению кислорода серосодержащими микроорганизмами для производства сероводорода. И действительно, исследователи обнаружили мидии, которые обычно можно найти только в холодных источниках или аналогичных средах, где используются соединения серы в качестве источника энергии. "Это удивительно, как глубоководные бактерии могут трансформировать посторонние вещества, такие как дерево, чтобы обеспечить мидии энергией холодных источников в их пути через глубокий океан", -говорит Антье Боэция, главный научный сотрудник экспедиции. Кроме того, исследователи обнаружили неизвестные виды глубоководных червей, которые были описаны экспертами в области таксономии в Германии и США. Таким образом, затонувшие леса не только способствуют распространению редких глубоководных животных, но и формируют горячие точки биоразнообразия на морском дне.