Опубликовано 15/01/2013, в 18 ч. 18 мин., 1341 просмотров

Петербургские ученые доказали, что "шапочки" золотых рыбок - это опухоль

Золотые рыбки. Фото: http://www.hqoboi.com
Группа петербургских ученых больше года наблюдала за золотыми рыбками и пришла к выводу, что их наросты на головах - это доброкачественная опухоль. Исследователи полагают, что их открытие может сыграть существенную роль в борьбе с раком.

Как сообщает пресс-служба СПбГУ, команду исследователей возглавили профессор университета Андрей Козлов и руководитель лаборатории онкоэкологии НИИ онкологии имени Н. Н. Петрова Марк Забежинский. Их статья "Гиперпластические разрастания на коже головы золотых рыбок - сравнительно-онкологические аспекты" опубликована в авторитетном отечественном научном журнале "Вопросы онкологии".

Речь идет о некоторых видах золотых рыбок, голова которых украшена наростом-"шапочкой". Их вывели полторы тысячи лет назад в Китае, и разновидности с "шапочками" особенно высоко ценятся аквариумистами. Раньше предполагалось, что "шапочка" - жировое образование, однако всерьез эти наросты никто не изучал.

Группа петербургских ученых закупила 100 мальков, за ростом которых и развитием у них "шапочек" наблюдали в течение 14 месяцев. В ходе слежения периодически отбирали особей для гистологического исследования кожи головы.

Разрастания кожи головы у рыбок фиксировались с двухмесячного возраста. В возрасте 6 месяцев "шапочки" были выявлены у 39,5% рыбок, а в возрасте 14 месяцев - у 60,7% рыбок. При гистологическом исследовании "шапочек" на разных фазах их развития отмечена гиперплазия эпителия с увеличением числа светлых слизь-продуцирующих клеток, утолщение и отек дермы с дальнейшим возникновением папилломатозных разрастаний и эпителиальных погружных выростов.

Исследователи пришли к выводу, что природа изменений - опухолевая. Явных признаков злокачественности ученые не обнаружили. "Таким образом, наиболее вероятным следует считать предположение, что "шапочки" у золотых рыбок являются генетически детерминированной доброкачественной опухолью кожи, - говорит профессор СпбГУ Андрей Козлов. - Если это предположение верно, то "шапочки" у золотых рыбок можно считать первым описанным в литературе примером искусственного отбора на доброкачественную опухоль, что подтверждает наше предположение о возможной эволюционной роли опухолей. Это принципиальный научный результат, полученный впервые в мире в России".

Косвенное подтверждение гипотезы о возможной эволюционной роли опухолей Андрей Козлов видит в том, что последние исследования показали: большая часть опухолей, которые возникают в организмах животных (в том числе человека) остаются доброкачественными, никогда не переходя в раковые. По мнению ученого, опухоли появляются не просто так: именно они оказываются в организме поставщиком избыточного клеточного материала, следовательно, являются "лабораторией" эволюции.

Хорошо иллюстрируют идею бобовые растения. Опухоли (клубеньки) на их корнях, появившиеся миллионы лет назад, оказались способны фиксировать атмосферный азот, который стал для растения дополнительным источником питания и сыграл важнейшую роль в их эволюции. В результате клубеньки из опухолей превратились в специальные органы растения.

Научный коллектив под руководством профессора Козлова обнаружил, что в опухолях активируются и работают эволюционно новые гены. В настоящее время Андрей Козлов пишет книгу, обобщающую его исследования и выводы о роли опухолей в эволюции. Ученый уверен, что его теория предсказывает новые подходы к профилактике, диагностике и лечению опухолей.

Источник Фонтанка.Ру