Опубликовано 22/12/2012, в 11 ч. 36 мин., 873 просмотров

Полёты заставили летучих мышей укрепить иммунитет

Летучие мыши сумели защититься от метаболических неприятностей, связанных с полётами. (Фото Atlapix.)
Летучие мыши известны как переносчики возбудителей многих опаснейших заболеваний вроде атипичной пневмонии или лихорадки Эбола. Сами рукокрылые, однако, болеют ими чрезвычайно редко. Вообще летучие мыши отличаются довольно медленным старением для животных своего размера, и чаще всего они погибают от каких-то внешних причин, а не от болезней и возраста.

Исследователи из биомедицинской компании BGI (Шэньчжэнь, Китай) вместе с австралийскими, американскими и датскими коллегами рассмотрели причины такой устойчивости рукокрылых к неблагоприятным факторам среды. Просканировав геномы ночницы Myotis davidii и летучей лисицы Pteropus alecto, учёные выяснили, что в геноме у рукокрылых, в отличие от других млекопитающих, чрезвычайно важны гены, контролирующие иммунный ответ, - такие как ген транскрипционного фактора NF-kB.

Кроме того, рукокрылые оказались обладателями увеличенного числа генов, отвечающих за ремонт ДНК, обнаружение и ликвидацию генетических повреждений. Причём эти изменения возникли 88 млн лет назад, то есть именно тогда, когда предки летучих мышей поднялись в воздух. Ни у каких других зверей такой мощной защиты от самых разных стрессов, по словам исследователей, нет.

Объяснить это можно тем, что в полёте рукокрылые тратят очень много энергии. В целом за день летучая мышь расходует в двадцать раз больше ресурсов, чем другое животное такого же размера. Столь интенсивный обмен веществ чреват важным побочным эффектом: сгорание питательных веществ производит много агрессивных кислородных радикалов. Эти радикалы повреждают ДНК, что может привести к болезням и ускорить старение. Можно сказать, перед летучими мышами стоял выбор - жить насыщенной жизнью воздухоплавателей и быстро состариться или остаться на земле и жить долго. Рукокрылые нашли на редкость удачный компромисс: они поднялись в воздух без ущерба для здоровья, обеспечив себя генетической защитой от лишнего окислительного стресса и ненужных нападок со стороны патогенов.

Может ли опыт летучих мышей пригодиться человеку? Это покажет время, но авторы работы не сомневаются, что молекулярно-генетические исследования антистрессовых и иммунных механизмов рукокрылых помогут нам продлить жизнь.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.