Начало > Эко новости > Университетские лаборатории загрязняют реки генами устойчивости к действию антибиотиков

19/12/2012 08:58 / 👁 1227 / Источник Компьюлента / Поделиться:
Если верить документам, опубликованным Институтом здоровья и медицины (Китай), в шести обследованных специалистами китайских реках обнаружены бактериальные ДНК, несущие синтетические гены устойчивости к действию антибиотиков, которые используются исключительно в научных целях в биологии и генетической инженерии. Содержащие гены устойчивости искусственные плазмиды могут найти себе дорожку в окружающую среду, если их не уничтожить. (Фото Shutterstock.) Содержащие гены устойчивости искусственные плазмиды могут найти себе дорожку в окружающую среду, если их не уничтожить. (Фото Shutterstock.)
Подробный отчёт о проведённом исследовании опубликован в журнале Environmental Science Technology.

Безответственное использование антибиотиков в больницах, на фермах и просто занимающимися самолечением пациентами привело к быстрому распространению в окружающей среде бактерий, несущих гены, которые обеспечивают им способность сопротивляться действию противомикробных препаратов. Попав в окружающую среду, такие микробы быстро передают свои гены другим бактериям, порождая штаммы, которые впоследствии вызывают очень серьёзные, а подчас и неизлечимые инфекции.

Те же самые гены устойчивости к антибиотикам - это дешёвые и чрезвычайно мощные инструменты биологов. В исследованиях, связанных с молекулярным клонированием, учёные встраивают такие гены в синтетические плазмиды, небольшие бактериальные молекулы ДНК. Помимо гена "устойчивости", синтетические плазмиды содержат и другие гены, работу которых как раз и собираются изучать генетики. После подсадки искусственных плазмид бактериальная культура обрабатывается антибиотиками, так что учёные могут быть совершенно уверены: помимо устойчивости к действию антибиотиков, выжившие микробы несут в себе в себе ещё и те самые необходимые для исследования гены.

Для того чтобы не допустить попадания исследовательских плазмид в окружающую среду, американские академические институты следуют специально разработанным процедурам обработки биологических отходов, оставшихся после проведения генетических экспериментов (термическая обработка и сжигание).

Химики в пищевой промышленности также используют молекулярное клонирование - к примеру, для создания зерновых культур и бактерий для производства биотоплива и иных "зелёных" задач. К счастью, для предотвращения распространения "холеры" устойчивости к действию антибиотиков большинство зерновых ГМ-культур производится сегодня без использования опасных генов.

Но это всё, как говорится, там, у них, а тут, в менее развитых (или, вернее сказать, менее разумных) странах, дела обстоят очень печально. Китайские учёные решили проверить образцы воды, собранные в нижних течениях шести местных рек, на присутствие в них исследовательских генов устойчивости к действию антибиотиков. Полученные результаты подтвердили худшие опасения. Из обнаруженных представителей вида Escherichia coli были экстрагированы плазмиды, которые затем тщательно исследовались на генетическом уровне. Оказалось, что во всех шести образцах присутствуют значительные концентрации ампицилин-устойчивых бактерий; более 27% всех бактерий в воде содержали один или несколько синтетических плазмид.

Если "невнимательные" страны и их правительства будут и впредь наплевательски относиться к переработке биоотходов, то скоро на Земле останутся лишь синтетические супербактерии…

Подготовлено по материалам Chemical & Engineering News.