Вся экология | Реклама | Что такое экология? | О нас | Подписка | RSS

Вся экология | Экологические новости



Опубликовано 10/11/2012, в 13 ч. 51 мин., 2257 просмотров

Строительство Большого Морского порта в Санкт-Петербурге: опасения экологов подтвердились

Строительство Большого Морского порта: опасения экологов подтвердились. Фото: Беллона
Проект реконструкции Большого морского порта в Санкт-Петербурге, вызывает серьёзные опасения у экологов и жителей близлежащих Кировского и Красносельского районов.

Обсуждение в закрытом режиме

Зная о планах реконструкции порта и предполагаемых рисках, специалисты Правозащитного центра "Беллона" еще в начале 2012 года зарегистрировали Общественную экологическую экспертизу проекта, полагаясь на информацию о том, что проект находится в разработке, и до конца года должна пройти Государственная экологическая экспертиза.

К несчастью, по сложившейся практике, знакомство петербуржцев с большими строительными планами обычно происходит тогда, когда изменить уже ничего нельзя или очень сложно. Проект с самого начала обсуждался в закрытом режиме. Никакого общественного обсуждения, несмотря на то, что реализация проекта наверняка прямо или косвенно затронет интересы большого числа горожан, многие из которых до сих пор даже не знают о его существовании.

В начале октября 2012 года Губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, председателю Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Дмитрию Голубеву, от имени Экологического Правозащитного центра "Беллона" в лице исполнительного директора Николая Рыбакова и от имени РОО "Зелёной волны" были отправлены письма, содержащие претензии, связанные с реконструкцией порта.

В письмах сказано, что общественность обеспокоена проектными решениями, предусматривающими снос острова Кривая дамба на территории Петербурга.

Петербуржцев волнует то, что Финский залив будет загрязнён - это подтверждено обследованием территории острова Кривая дамба и прилегающей к нему акватории, которое экологи "Зелёной волны" заказали Испытательному центру ФГУ "Балттехмордирекция". Опасения подтвердились.

Исследования показали, что пробы почво-грунтов имеют третий класс загрязнения - сильно загрязненные донные отложения, а пробы донных грунтов третий - сильно загрязненные донные отложения и четвертый - опасно загрязненные отложения.

* По Региональным нормативам "Нормы и критерии оценки загрязненности донных отложений в водных объектах Санкт-Петербурга" обследованные грунты не могут сбрасываться на подводные отвалы, как это обычно делается при проведении дноуглубительных работ. Это неизбежно приведет к загрязнению Финского залива Балтийского моря, моря, защита которого от негативного воздействия входит в обязательства России в рамках конвенции ХЕЛКОМ.

Напоминание для губернатора

Экологи утверждают, что проект затрагивает один из наиболее старых, исторически сложившихся районов Большого порта, где в результате многолетней хозяйственной деятельности образовались сильные источники загрязнения. В частности, это касается расположенного в Лесной гавани острова Кривая дамба, снос которого предусмотрен проектом для облегчения маневрирования судов.

Показательны сведения, изложенные в марте 2012 года в ответе, адресованном депутату петербургского ЗакСа Борису Вишневскому о планах реконструкции. Проект запланирован в соответствии с пунктом 5 Приложения 2 к подпрограмме "Морской транспорт" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России 2010-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N848.
Первым этапом, по госконтракту, объявлены снос Кривой дамбы и реконструкция причалов порта. Причём поэтапное развитие аванпортов в Бронке и Ломоносове предполагает суммарный грузооборот в Большого петербургском порту до 72,1 млн тонн в 2013 году, 93 млн тонн в 2015 году и на перспективу до 2025 года - до 140,5 млн тонн. Основной прирост перевалочных мощностей порта прогнозируется, главным образом, за счёт контейнерных терминалов. Ожидается, что контейнерные мощности в исторической части города к 2013 году также значительно увеличатся.
Вместе с тем, экологи отмечают то, что "Союзморниипроектом" до сих пор не завершена оценка воздействия работ по реконструкции объектов морского порта на окружающую среду, хотя речь идёт об экологической безопасности значительной территории в районе Лесной гавани, Барочного, Востояного и Екатерингофсого бассейнов и Финского залива в целом.

* В соответствии с п. 1 ст. 3 Конвенции ХЕЛКОМ по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. (Хельсинкской конвенции), договаривающиеся стороны обязуются предотвращать и ликвидировать загрязнения морской среды района Балтийского моря, поступающие из всех источников. Согласно Статье 5 Конвенции, договаривающиеся стороны обязуются предотвращать и ликвидировать загрязнение морской среды района Балтийского моря, вызванного вредными веществами из всех источников.

Специалисты Правозащитного Центра "Беллона" уже обратились к петербургской власти. В частности, губернатору города Георгию Полтавченко напомнили о том, что на сегодняшний день единственным в регионе и во всем Северо-западном федеральном округе полигоном, имеющим лицензию на обращение с опасными отходами, остаётся принадлежащий Петербургу ГУП "Полигон "Красный Бор", проектная мощность которого была исчерпана еще в середине 90-х годов. Сегодня единственной причиной, по которой деятельность полигона до сих пор не остановлена - отсутствие альтернативной площадки для захоронения опасных отходов.

Экологи подчёркивают то, что и без того непростая ситуация, может еще более осложнится в связи с реализацией ряда крупных инфраструктурных проектов, финансируемых из федерального бюджета. В частности, реконструкцией объектов инфраструктуры Большого морского порта Санкт-Петербурга, проект которого разрабатывает ОАО "Союзморниипроект" по заказу ФГУП "Росморпорт".

* В 1998 году рядом с действующим полигоном было начато строительство нового предприятия по переработке отходов, которое по состоянию на сегодняшний день, так и не завершено. Сроки реализации проекта неоднократно сдвигались, при этом на его реализацию уже потрачено около 1,5-2 млрд. рублей из городского и федерального бюджетов. В августе председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Санкт-Петербурга Дмитрий Голубев заявил, что достроить завод планируется только в 2015 году. Но все эти годы "Полигон "Красный Бор" продолжает принимать опасные отходы не только из Петербурга и Ленинградской области, но и из других регионов страны.

Как снизить риски

Единственно возможной альтернативой и объективной необходимостью остается, с точки зрения экологов, вывоз всех грунтов на лицензированные полигоны размещения отходов. Вариант этот затратный и небезопасный, - признают они. Огромный объем извлекаемых опасных грунтов, представленный илами и суглинками, будет находиться в полужидком состоянии, и для его безопасной транспортировки потребуются дополнительные меры по обезвоживанию и очистке загрязненных вод. Выбросы, шум и вибрация от грузовых машин, которым потребуется сделать не менее миллиона рейсов через населенные районы Санкт-Петербурга, заметно ухудшат дорожную обстановку, состояние окружающей среды и условия проживания в городе.

Поэтому следует сократить сроки реализации проекта строительства нового комплекса по переработке и обеззараживанию опасных отходов, в том числе, за счет привлечения дополнительного финансирования (например, по линии федерального бюджета или за счет заключения соглашений с соседними регионами).

Помимо петербургской власти, экологические организации готовят обращения в Минприроды и Министерство регионального развития РФ. Остается надежда, что с участием специалистов профильных министерств и ведомств удастся изменить эту ситуацию и тщательно проанализировать риски. Внести необходимые коррективы в федеральную адресную инвестиционную программу. Разработать меры по ликвидации источников опасных загрязнений в акватории Большого порта Петербурга, определить источники финансирования и сроки проведения таких работ, рассмотреть возможность софинансирования строительства нового комплекса по переработке и обеззараживанию опасных отходов в Красном Бору из средств федерального бюджета.





Источник Беллона




Комментарии

Популярные новости:

Архив новостей:

Экопортал не гарантирует достоверность материалов. Позиция Экопортала не всегда может совпадать с позицией, изложеной в материале. Экопортал не несет ответственности за какие-либо ошибки, также за какие-либо действия, предпринятые на основании этих материалов.

© ECOportal 2002-2019 гг.

Вся экология: Новости, Архив новостей, Пресс-релизы, Экспорт новостей, Каталог организациий, Экологические ссылки, Добавить ссылку, Календарь событий, Добавить событие в календарь, Статьи, Книги, Рефераты, Законы и документы, Составы отходов, Экологический словарь, Доска объявлений, Голосования, Реклама на сайте, Рассылка, RSS, Обучение

Авторские права на материалы принадлежат Всероссийскому Экологическому порталу, за исключением тех, где явно указан автор. При полном или частичном цитировании всех материалов ссылка на Всероссийский Экологический портал обязательна. Все предложения по работе сайта отправляйте на электронный ящик администратора.

RSS лента
Rambler's Top100
Rambler's Top100