Опубликовано 01/11/2012, в 14 ч. 45 мин., 1790 просмотров

Биоразнообразие дна Балтийского моря зависит от круговорота осадочных отложений питательных веществ

Балтийское море. Фото: http://www.balticway.ru
На фоне глобального сокращения биологического разнообразия животных и растений исследование процессов влияния биоразнообразия на функциональность экосистемы в целом приобретает весьма важное значение. Нам известно, что благополучие придонной экосистемы жизненно важно для функционирования морской экосистемы в целом. Однако, как ни странно, исследований на эту тему не так уж много, и большинство из них носит лабораторный характер. Заполнить этот пробел попытались учёные из Хельсинского университета (Финляндия), изучавшие придонные экосистемы Балтийского моря.

Балтийское море примечательно тем, что функции донных мусорщиков в данном регионе выполняет всего несколько видов морских животных. Соответственно, процессы деградации придонных экосистем протекают в нём быстро, а их последствия становятся заметны невооружённым глазом.

В своём первом полевом эксперименте, результаты которого опубликованы на сайте www.sciencedaily.com, учёные изучали изменения биоразнообразия придонных экосистем в условиях кислородного голодания. Согласно полученным данным, недостаток растворённого в воде кислорода приводит к деградации структуры и функциональности экосистемы: придонные виды животных могут худо-бедно существовать в условиях гипоксии в течение примерно недели, однако по истечении этого срока большинства видов придонных животных умирает. В свою очередь, обеднение экосистемы приводит к изменению круговорота осадочных отложений питательных веществ, проявляющемуся в виде накапливания на дне органических и неорганических отходов, заилению дна и ещё большему недостатку кислорода в результате жизнедеятельности бактерий-эутрофиков.