Опубликовано 31/10/2012, в 14 ч. 41 мин., 803 просмотров

Близ польской мусорной свалки обнаружены древнейшие окаменелые останки черепах

Кроме панциря учёные нашли хвостовые и шейные позвонки, а также кость одной из конечностей (фото Tomasz Sulej/Polska Akademia Nauk).
Жизнь зародилась 4,5-3,5 миллиарда лет назад, положив начало долгому эволюционному пути. В течение миллионов лет органическая материя усложнялась: возникли клетки, затем многоклеточные, грибы, растения и животные. Приспосабливаясь к среде обитания, живые организмы изменялись, приобретая самые разные формы.

Ориентируясь на внешнее строение и уровень залегания окаменелостей в грунте, палеонтологи составляют общую летопись развития живых организмов Земли. Любопытнейшей страницей этой летописи является эволюция одного из отрядов пресмыкающихся - черепах.

Эти животные обитают на планете по меньшей мере 220 миллионов лет, населяя солёные и пресные водоёмы, сушу. О первых этапах эволюции черепах известно крайне мало, поэтому обнаружение в серой глине на юге Польши окаменелых костей и панцирей двух особей родом из позднего триаса, вызвало огромный интерес у исследователей.

"Окаменелости черепах позднего триаса встречаются крайне редко, - рассказывает Томаш Сулей (Tomasz Sulej) из института палеобиологии Академии наук Польши. - В мире известно лишь восемь мест, где их находили, и одно из таких мест - в Польше".

Любопытно, что древнейшие кости черепах Томаш обнаружил неподалёку от мусорной свалки города Поремба. Как рассказал корреспонденту Вести.Ru Сулей, он возвращался с отдыха вместе со своей семьёй. Проезжая мимо старой мусорной свалки города Заверце, учёный решил поискать там древние окаменелости (ранее там уже обнаруживали останки растений), однако не нашёл нужное место.

После этого он увидел на карте другую свалку на этот раз близ города Поремба. Что-то подтолкнуло исследователя к изучению этого уже заброшенного объекта. Походив по окрестностям свалки, он обнаружил неподалёку ту самую серую глину. Томаш, уже сталкивавшийся с подобным материалом, решил покопаться в земле тщательнее и вскоре обнаружил зуб динозавра и обломок черепашьего панциря. Позднее, вернувшись к месту находки со своими студентами, он раскопал описанные выше останки.

Краковско-Ченстоховская возвышенность не впервые радует специалистов изобилием ископаемых останков вымерших животных. Ранее здесь уже находили кости динозавров, рыб и акул различных эпох.

По словам специалистов, нынешняя находка - особенная, ведь обнаружены не только панцири двух черепах, но также и часть шейных и хвостовых позвонков, а также кость одной из конечностей. Более того возраст окаменелостей составляет 215 миллионов лет! Что делает их старейшими из обнаруженных.

Согласно статье, опубликованной в издании Journal of Vertebrate Paleontology, учёным удалось идентифицировать одну из особей черепах в качестве родственника Proterochersis robusta - другого ископаемого вида, описанного по единственному панцирю, обнаруженному в Германии.

"Каждая новая окаменелость черепах дополняет наши знания об их эволюции и приближает к пониманию истории живых видов планеты", - заключает доктор Сулей.

Источник Вести.Ru