Начало > Эко новости > Голые землекопы могут помочь разработать обезболивающие препараты нового поколения

29/09/2012 18:02 / 👁 1925 / Поделиться:
В процессе эволюции голые землекопы приспособились жить в весьма неблагоприятных условиях, которые бы оказались неприемлемыми для большинства других млекопитающих, включая человека.В подземных жилищах африканской популяции голых землекопов скапливающийся в норах углекислый газ достигает такой концентрации, что становится ядовитым. Однако голых землекопов, судя по всему, это ничуть не беспокоит. Голый землекоп в лаборатории Чикагского университета. Фото: http://sciencedaily.com Голый землекоп в лаборатории Чикагского университета. Фото: http://sciencedaily.com

В подземных жилищах африканской популяции голых землекопов скапливающийся в норах углекислый газ достигает такой концентрации, что становится ядовитым. Однако голых землекопов, судя по всему, это ничуть не беспокоит. Причину их чуть ли не демонстративного безразличия к условиям окружающей среды удалось выяснить совсем недавно. Оказывается, дело в том, что они практически не чувствуют боли.

Один из механизмов развития болевого синдрома запускается из-за увеличения кислотности тканей: любое повреждение тканей, в том числе и кислородное голодание, приводит к уменьшению pH межклеточного матрикса и внутриклеточного содержимого, что, в свою очередь, запускает механизмы болевой импульсации в нервной ткани.

В обонятельных луковицах большинства млекопитающих есть специальные рецепторы, реагирующие на концентрацию углекислого газа в воздухе и при её превышении начинающие стимулировать структуры ядра тройничного нерва. Это ядро представляет собой участок нервной ткани с определёнными функциями и располагается в стволе головного мозга, отвечающего за активацию биологических и поведенческих защитных рефлексов, таких как усиление секреции слизи в дыхательных путях или, например, рефлекс спасения бегством.

В ходе эксперимента, проведённого учёными Чикагского университета, голые землекопы помещались в специально разработанный искусственный лабиринт из камер и соединяющих камеры туннелей. Часть из камер была заполнена нормальным воздухом, а часть - воздухом, насыщенным углекислым газом. Животные могли спокойно перемещаться по всем камерам и туннелям, однако все их передвижения тщательно записывались и впоследствии были проанализированы. Помимо землекопов, в эксперименте были использованы лабораторные крысы, мыши и другие близкие к ним грызуны, ставшие контрольной группой.

Согласно опубликованным на сайте www.sciencedaily.com данным, все животные, кроме землекопов, ощущали области с ядовитым воздухом и старались находиться в них как можно меньше. Землекопы же просто не обращали внимание на такую досадную мелочь, как процентное содержание в воздухе углекислого газа.

Исследователям также удалось качественно измерить физиологический ответ на раздражение обонятельных центров животного углекислым газом, измерив в крови концентрацию белка c-Fos - непрямого маркёра активности нервной ткани, экспрессирующегося, когда клетки находятся в неблагоприятных условиях. Как и ожидалось, концентрация этого белка в крови контрольных животных постоянно колебалась, в то время как в клетках голого землекопа он не образовывался вовсе.

Стоит отметить, что это не первый случай, когда землекоп попадает в поле зрения учёных: некоторое время назад мы опубликовали новость о том, что изучение голых землекопов может дать ключ к решению проблемы старости и бессмертия человека.

По мнению учёных, устойчивость голых землекопов к отравлению углекислым газом обусловлена их адаптацией к подземному образу жизни. Они надеются, что их исследование поможет в разработке новых, более эффективных обезболивающих средств.