Опубликовано 26/09/2012, в 14 ч. 05 мин., 723 просмотров

Предку тараканов и богомолов сделали томографию

Личинка тараканоподобного насекомого (вверху) и Anebos phrixos (внизу)ю Компьтерное изображение из статьи Garwood et al., PLoS, 2012
Ученые получили трехмерное изображение двух личинок насекомых, обитавших около 300 миллионов лет назад. Работа опубликована в журнале PLoS ONE, ее краткое содержание приводит NatureNews.

Палеонтологи исследовали две окаменелости, найденные на территории Франции. Установить наличие в них останков древних насекомых удалось при помощи метода рентгеновской микротомографии. Исследователи сделали более двух тысяч виртуальных срезов материала и получили две трехмерные компьютерные модели личинок.

Одно из насекомых представляло собой бескрылую личинку длиной около 2 сантиметров. Благодаря щадящей технологии получения изображения, у нее удалось разглядеть антенны, конечности и даже хорошо сохранившийся ротовой аппарат. Судя по его строению, животное питалось растительной подстилкой - так же, как и современные тараканы. По словам авторов, насекомое было представителем группы, впоследствии разделившейся на тараканов и богомолов.

Насекомое из второй окаменелости было меньше похоже на своих современных родственников. Его голова и грудь оказалась покрыта многочисленными длинными выростами, которые, по-видимому, защищали его от поедания хищниками. Благодаря им животное получило свое латинское наименование Anebos phrixos, что в переводе с греческого обозначает "молодое и щетинистое".

Находки, относящиеся к столь далекому периоду эволюции насекомых являются, по словам ученых, весьма редкими в палеонтологии. Тем более редко попадаются столь хорошо сохранившиеся экземпляры.

Ранее другая группа палеонтологов обнаружила отпечаток гигантской блохи, обитавшей в юрском периоде, около 200-54 миллионов лет назад.