Опубликовано 19/09/2012, в 20 ч. 11 мин., 1010 просмотров

Ученые раскрыли секреты навигации шмелей

Шмель. Фото: http://interpost.org.ua
О том, что многие насекомые преодолевают огромные расстояния во время поиска пищи, сезонных миграций, а также при поиске новых мест обитания, известно ученым издавна. Однако не всегда специалисты по насекомым могли объяснить то, как же насекомым удается безошибочно ориентироваться на местности. Разгадать загадку о том, что же помогает насекомым не потеряться во время полета, взялись биологи из Великобритании.

Ученые из Лондонского университета (Великобритания) решили выяснить, как шмели находят цветы с подходящим для них нектаром. Удивительно то, что шмели могут безошибочно возвращаться к таким цветкам, пролетая сотни метров, а то и километры.

Для своего эксперимента по наблюдению за шмелями ученые изготовили большие искусственные цветки с каплями сочного нектара внутри них. Более того, ученые поместили внутрь цветка миниатюрные веб-камеры, которые работали на датчике движения: они включались лишь в тот момент, когда кто-то появлялся внутри цветка. Изображение передавалось в лабораторию исследователей по беспроводной связи.

В эксперименте британских ученых участвовали несколько диких шмелей, которых отловили исследователи. К их брюшку был прикреплен миниатюрный датчик, которых фиксировал передвижения насекомых. На протяжении нескольких недель биологи собирали данные о передвижениях шмелей к искусственным цветам. Затем эти данные были проанализированы учеными, которые попытались выделить алгоритм передвижения шмелей по полю для поиска оптимальных путей к цветам с сочным нектаром.

Ученые заметили, что сперва насекомые использовали длинные и неэффективные маршруты полета к цветам и лишь после 26 вылетов шмели оптимизировали свои маршруты практически до совершенства. Таким образом, отмечают исследователи, шмели вырабатывают оптимальный маршрут с помощью проб и ошибок, постоянно его улучшая и доводя до идеального маршрута.

Интересен и тот факт, что шмели продолжали некоторое время следовать по своему маршруту даже в тех случаях, когда ученые уже убирали подопытные цветки. Видимо насекомым не так легко забыть цветы с вкусным питательным нектаром.

О математических моделях полета шмелей британские ученые более подробно рассказали в в статье, опубликованной в журнале PLoS One.