Опубликовано 15/07/2012, в 16 ч. 01 мин., 1944 просмотров

Океаническая экспедиция раскрывает самые тайные секреты мирового океана

Исследовательская шхуна «Тара». Фото: http://news.sciencemag.org
31 марта во французский порт Лорьян после 362-дневного путешествия вернулась исследовательская шхуна "Тара", названная так в честь богини Тары, женского воплощения Будды. Экспедиция с многозначным названием "Тара океана" оказалась весьма продуктивной. По данным первичного предварительного анализа, шхуне удалось добыть более 1,5 миллионов таксонов планктонных животных: учёные теперь потратят целые годы на исследование и каталогизирование её добычи.

В задачи экспедиции входило исследование особенностей эволюции и экологии планктона и вообще всей мелкой живности, плавающей в океане - бактерий, вирусов, протистов, архей, низших многоклеточных и даже мальков рыб. Хотя основной объём океанической биомассы составляет именно планктон, биогеография и структурный состав его экосистем практически не изучены.

В этом проекте впервые собрались вместе физики-океанографы, специалисты по биологии моря, молекулярные биологи, эксперты по технологиям визуализации, биоинформатики и модельщики. Они применили на практике так называемый "комплексный" подход к исследованию, когда много видов одновременно изучается с помощью большого количества различных методов исследования, многие из которых производятся автоматически.

Экспедиция взяла образцы из 153 точек по всему миру, от Средиземного и Красного морей до удалённых регионов Тихого океана и прибрежных вод Антарктики.

По данным портала news.sciencemag.org, первые результаты экспедиции уже доступны широкой публике. Доктор Карсен, молекулярный биолог из Франции, представил первичный анализ 27 тысяч образцов, взятых в 35 точках на глубине до 1 километра. Половина образцов была взята для морфологических исследований: с помощью фильтров с различным размером ячеек организмы были отсортированы по размеру, от вирусов к зоопланктону, а затем посредством автоматической системы построения изображения были оцифрованы и классифицированы. Вторая половина образцов пошла на исследования из области молекулярной биологии.

Также исследователи провели так называемый метагеномный анализ, в ходе которого геномы всех организмов из взятого образца секвенируются вместе. Многие гены при этом были обнаружены впервые.

Исследование подтвердило базовый принцип биологии: чем мельче живые организмы, тем их больше и тем они разнообразнее. В частности, океан стал домом для просто невероятного количества вирусов, которые на данный момент практически не изучены.

Также в ходе исследования был выявлен ряд интересных закономерностей: так, например, бактерии и археи любят селиться вместе, равно как и бактерии с вирусами, однако археи одновременно с вирусами и протистами практически не встречаются.

Биологическое разнообразие значительно изменяется от одного места мирового океана к другому, на него сильно влияют такие местные факторы как температура, глубина, кислотность воды и океанические течения. Учёные надеются выявить корреляции между условиями обитания и биологическим разнообразием, что позволит лучше понять механизмы глобального потепления и следующее за потеплением закисление океанических экосистем.

А пока учёные продолжают разбираться с образцами, "Тара" уже готовиться к следующему плаванию. Экспедиция в Арктику запланирована на 2013 год.