Опубликовано 14/07/2012, в 17 ч. 39 мин., 889 просмотров

И снова: откуда на Земле вода?

Срез углистого хондрита (фото Ross Sea Info).
Международная группа исследователей под руководством Конела Александра из Института Карнеги (США) постаралась прояснить вопрос об источниках летучих элементов на древней Земле. Считается, что в роли последних (то есть водорода, азота, углерода и, возможно, органических веществ) выступили кометы и очень примитивные метеориты из класса углистых хондритов.

Учёные сфокусировались на замёрзшей воде, которая была распространена на большей части ранней Солнечной системы, но, вероятно, не в том материале, что пошёл на создание Земли. Следы этого льда сегодня хранятся в кометах и водоносных углистых хондритах.

Результаты исследования противоречат преобладающей теории о связи между этими типами объектов и говорят о том, что именно метеориты (точнее, астероиды) были наиболее вероятными источниками воды на Земле.

Анализ соотношения водорода и его тяжёлого изотопа дейтерия в замёрзшей воде позволяет получить представление об относительной удалённости от Солнца водосодержащих объектов в период их формирования. Тела, которые создавались далеко от светила, как правило, имеют более высокую концентрацию дейтерия, чем те, что образовывались ближе к Солнцу. Соответственно, объекты, которые формировались в одних и тех же регионах, должны иметь аналогичный изотопный состав водорода. Таким образом, путём сравнения содержания дейтерия в воде в углистых хондритах и дейтерия в кометах можно сказать, формировались ли они в одних и тех же областях Солнечной системы.

Было высказано предположение, что и те, и другие родились за орбитой Юпитера, возможно, даже на краю Солнечной системы, а затем переместились внутрь и в конечном итоге принесли летучие и органические вещества на Землю. Если это правда, то лёд, содержащийся в кометах, и остатки льда, сохранившиеся в углистых хондритах в виде гидратированных силикатов (глины и др.), будут иметь схожий изотопный состав.

Исследователи проанализировали образцы 85 углистых хондритов и смогли показать, что последние, по всей видимости, образовались в иных областях Солнечной системы, чем кометы, поскольку имеют значительно более низкое содержание дейтерия. Результат прямо противоречит двум ведущим моделям формирования Солнечной системы в её нынешнем виде.

Учёные предполагают, что углистые хондриты возникли в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера. Более того, большинство летучих элементов прибыло на Землю на разных хондритах, а не кометах.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.