Опубликовано 11/07/2012, в 15 ч. 00 мин., 893 просмотров

Биологи обнаружили в носу форели магнитный навигатор

Магнитные клетки играют для радужной форели роль GPS-навигатора и помогают найти путь к месту появления на свет (фото Eric Engbretson/U.S. Fish and Wildlife Service).
Многие животные, рыбы и птицы совершают миграции на тысячи километров, безошибочно определяя направление движения. Учёные давно предполагали, что они ориентируются по магнитному полю Земли. И вот группа учёных из университета Людвига Максимилиана (Ludwig-Maximilians-Universität München) впервые получила подтверждение этой гипотезы. В статье, опубликованной в журнале PNAS, исследователи сообщают, что нашли в носу форели клетки, чувствующие магнитное поле.

Работы в этом направлении проводились и ранее. Так учёные установили, что в тканях перелётных птиц и мигрирующих рыб содержится минерал магнетит, который, как предполагалось, играет важную роль в способности этих животных определять направление движения. Однако ещё никому не удавалось найти клетки, выполняющие эту функцию.

Михаэль Винкльхофер (Michael Winklhofer) и его коллеги выбрали для исследований радужную форель (Oncorhynchus mykiss). Некоторые разновидности этой рыбы способны выходить из рек в море и совершать путешествия на 300 километров. Но спустя несколько лет все они безошибочно возвращаются к местам, где появились на свет.

Учёные разработали уникальную методику, позволяющую идентифицировать особые клетки, помогающие форели ориентироваться по магнитному полю Земли.

В качестве отправной точки биологи использовали исследования 10-летней давности, которые зафиксировали изменение электрической активности нервов в области носа рыб под воздействием магнитных полей.

Немецкие исследователи аккуратно выделили различные клетки из области носа радужной форели и поместили их в чашки Петри. Затем вокруг чашек создали вращающееся магнитное поле.

Оказалось, что примерно одна из 10 тысяч клеток вращается с той же частотой, что и поле. Изъяв эти клетки и рассмотрев их под микроскопом, Винкльхофер и его коллеги обнаружили в каждой из них частицы магнетита. Минерал располагался рядом с клеточной мембраной.

Учёные полагают, что в носовой области каждой рыбы содержится от 10 до 100 подобных клеток.

"Удивительно, что магнетизм в каждой клетке был в десятки и сотни раз сильнее, чем мы предполагали раньше, - говорит Михаэль. - Это может говорить о том, что рыбы определяют не только направление на север, но и более сложную информацию о точной широте и долготе".

Метод, разработанный немецкими учёными, поможет в скором времени выявить подобные клетки у других видов животных и даже, возможно, у людей.

Источник Вести.Ru